Экзаменационная работа по биологии для выпускников средней (полной) общеобразовательной школы

Инструкция для учащихся

Прежде чем приступать к выполнению работы, внимательно прочитайте данную инструкцию. Она поможет вам правильно организовать своё время и успешно выполнить работу.

Экзаменационная работа по биологии состоит из 60 заданий, которые разделены на 2 части. Часть 1 содержит 30 несложных заданий с выбором ответа. Часть 2 состоит из 30 более сложных заданий разного типа: 22 - с выбором ответа, 6 – с кратким ответом (из одного-двух предложений) и 2 - с развёрнутым ответом.

К каждому из 52 первых заданий работы даны 4 варианта ответа, из которых один верный. При их выполнении надо выбрать правильный ответ и занести его в бланк.

При выполнении заданий 53-58 надо дать краткий ответ из одного-двух предложений. В конце работы даны 2 задания (59 и 60), на которые надо дать развернутый ответ. Краткие и развернутые ответы вы должны записывать на отдельных листах, которые выдал вам экзаменатор.

Внимательно читайте условия заданий. Ответы записывайте кратко, чётко и разборчиво.

На выполнение работы отводится 3 часа (180 минут). Рекомендуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны в работе. Если какое-то задание у вас вызывает затруднение, то пропустите его и постарайтесь выполнить те, в которых вы уверены. К пропущенному заданию можно вернуться, если у вас останется время.

?АЖНО! Для получения оценки “5” НЕ ТРЕБУЕТСЯ выполнять все задания работы. Однако среди верно выполненных заданий должны быть хотя бы три задания с кратким ответом и одно задание с развернутым ответом.

ВАЖНО! Для получения положительной оценки “3” ДОСТАТОЧНО верно выполнить любые 16 заданий из Части 1 или любые 16 заданий из работы в целом.

Проверьте, заполнили ли Вы все поля бланка ответов, которые должны быть заполнены ДО начала выполнения работы.

Приступайте к выполнению работы.

Желаем успеха!

 

 

Часть 1

?та часть состоит из 30 заданий, составленных на материале основной и старшей школы. К каждому заданию даны 4 варианта ответа, среди которых один верный. Выберите тот ответ, который вы считаете верным, и занесите его в бланк.

1. Клетки организмов всех царств живой природы имеют

1) ядро 2) цитоплазму 3) митохондрии 4) хлоропласты

2. Все органоиды и ядро клетки связаны между собой с помощью

1) оболочки 2) плазматической мембраны

3) цитоплазмы 4) вакуолей

3. Какая структура управляет процессами жизнедеятельности в клетках растений, животных, грибов?

1) цитоплазма 2) митохондрия

3) хлоропласт 4) ядро

4. В каких органоидах клетки происходит синтез молекул АТФ?

1) в митохондриях 2) в рибосомах

3) в аппарате Гольджи 4) в ядре

5. Процесс размножения клеток организмов разных царств живой природы называют

1) мейозом 2) митозом

3) оплодотворением 4) дроблением

6. Гаметы с гаплоидным набором хромосом участвуют в размножении

1) с помощью спор 2) вегетативном

3) половом 4) почкованием

7. Зигота, содержащая доминантный и рецессивный гены окраски гороха, называется

1) мужской гаметой 2) женской гаметой

3) гомозиготой 4) гетерозиготой

 

 

 

8. Белая окраска шерсти в первом гибридном поколении морских свинок не проявляется, поэтому данный признак называют

1) рецессивным 2) доминантным

3) промежуточным 4) подавляющим

9. Если гены, ответственные за окраску и форму семян гороха, расположены в разных хромосомах, то во втором поколении проявляется закон

1) независимого наследования

2) сцепленного наследования

3) расщепления признаков

4) доминирования

10. Если при скрещивании двух гомозиготных организмов во втором поколении у 1/4 потомства обнаружится рецессивный признак, значит проявился закон

1) сцепленного наследования

2) независимого наследования

3) промежуточного характера наследования

4) расщепления признаков

11. Почему дубраву считают биогеоценозом?

1) Между всеми обитающими в нём видами существуют родственные связи

2) Между обитающими в нём видами отсутствуют родственные связи

3) Особи разных видов скрещиваются между собой и связаны родством

4) Обитающие в нем виды связаны между собой и с факторами неживой природы

12. Агроценоз считают искусственной экосистемой, так как он

1) существует только за счёт энергии солнечного света

2) не может существовать без дополнительной энергии

3) состоит из продуцентов, консументов и редуцентов

4) не включает консументов и редуцентов

13. Ветер, осадки, пыльные бури – это факторы

1) антропогенные 2) биотические

3) абиотические 4) ограничивающие

14. В биогеоценозе главными связями между зайцами и растениями являются

1) антропогенные 2) генетические

3) эволюционные 4) пищевые

15. Какова причина, сокращения численности популяции лосей в биогеоценозе леса?

1) недостаток корма 2) наступление дождливой погоды

3) понижение температуры 4) наступление осени

16. Берёзовая роща – неустойчивый биогеоценоз, так как в нём

1) малоплодородная почва

2) небольшое разнообразие видов

3) мало света для растений

4) травянистые растения страдают от недостатка влаги

17. В засушливых условиях в процессе эволюции сформировались растения с опушёнными листьями благодаря действию

1) соотносительной изменчивости

2) модификационной изменчивости

3) естественного отбора

4) искусственного отбора

18. Назовите тип взааимоотношений лисиц и полёвок в биогеоценозе

1) конкуренция 2) хозяин-паразит

3) симбиоз 4) хищник-жертва

19. Появление у земноводных в процессе эволюции трёхкамерного сердца, двух кругов кровообращения – пример развития органического мира по пути

1) ароморфоза 2) идиоадаптации

3) дегенерации 4) биологического прогресса

20. Найдите название критерия вида в указанном перечне

1) цитологический 2) гибридологический

3) генетический 4) популяционный

21. Организмы с гетеротрофным способом питания, которые не могут передвигаться, относятся к царству

1) растений 2) животных

3) грибов 4) бактерий

22. Клетка, в которой отсутствует ядерная мембрана, а наследственное вещество располагается в цитоплазме, принадлежит

1) грибу 2) бактерии 3) растению 4) животному

 

23. Если не подкреплять условный рефлекс безусловным, то у собаки

1) формируется новый безусловный рефлекс

2) исчезают безусловные рефлексы

3) приобретается новый условный рефлекс

4) наступает торможение условного раздражителя

24. Защита организма от инфекции осуществляется не только клетками фагоцитами, но и

1) эритроцитами 2) тромбоцитами

3) антителами 4) резус-фактором

25. Реакция ребёнка на бутылочку с молоком – это рефлекс, который

1) передаётся по наследству

2) формируется без участия коры больших полушарий

3) приобретаются в течение жизни

4) сохраняется в течение всей жизни

26. Вирус иммунодефицита поражает в первую очередь

1) эритроциты 2) тромбоциты

3) фагоциты 4) лимфоциты

27. Если из раны на руке кровь бьёт фонтаном, то следует наложить

1) жгут выше места ранения

2) жгут на рану

3) давящую повязку и ждать образования тромба

4) жгут ниже места ранения

28. Железа, в клетках которой вырабатывается секрет, поступающий в кровь, это

1) печень 2) щитовидная

3) слёзная 4) слюнная

29. Травма мозжечка может привести к нарушению

1) зрения

2) координации движений

3) деятельности органов дыхания

4) деятельности органов кровообращения

30. Расщепление органических веществ пищи в пищеварительном канале происходит под действием

1) гормонов 2) витаминов

3) ферментов 4) нуклеиновых кислот

?асть 2

Эта часть состоит из 30 более сложных заданий.

? заданиям 31-52 даны 4 варианта ответов. ?ыберите тот ответ, который вы считаете верным, и занесите его в бланк.

31. Функции межклеточного вещества в крови выполняет

1) плазма 2) сыворотка

3) тканевая жидкость 4) лимфа

32. К оптической системе глаза относится

1) сетчатка, белочная оболочка и роговица

2) зрачок, сосудистая и радужная оболочка

3) зрачок, слепое пятно, жёлтое пятно

4) роговица, хрусталик, стекловидное тело

33. Энергия световых лучей, проникших в глаз, вызывает нервное возбуждение

1) в хрусталике 2) в стекловидном теле

3) в зрительных рецепторах 4) в зрительном нерве

34. Почему увеличение концентрации угарного газа в помещении может вызвать у человека тяжёлое отравление?

1) в окружающей среде уменьшается количество кислорода

2) образуется его стойкое соединение с гемоглобином

3) гемоглобин распадается на гем и глобин

4) значительно увеличивается концентрация угарного газа в тканях тела

35. Поступление кислорода из лёгких в кровь происходит в том случае, если концентрация кислорода

1) в лёгочных пузырьках и в крови лёгочных капилляров одинакова

2) в лёгочных пузырьках превышает концентрацию кислорода в капиллярах лёгких

3) в капиллярах лёгких немного больше, чем в лёгочных пузырьках

4) в капиллярах лёгких намного превышает концентрацию кислорода в лёгочных пузырьках

 

 

36. Открытие ланцетника Ковалевским О.В. сыграло большую роль в развитии биологической науки, так как позволило

1) расширить представления о многообразии животных

2) решить вопрос о значении ланцетника в жизни человека

3) обосновать родство беспозвоночных и позвоночных животных

4) уточнить сведения о происхождении рыб и земноводных

37. Об усложнении организации птиц по сравнению с пресмыкающимися свидетельствует

1) внутреннее оплодотворение 2) наличие желтка в яйце

3) сухая кожа без желёз 4) четырёхкамерное сердце

38. Вторичная структура белка, имеющая форму спирали, удерживается связями

1) пептидными 2) ионными

3) водородными 4) ковалентными

39. Активный транспорт веществ в клетку и из клетки из области с низкой концентрацией в область с высокой концентрацией происходит

1) без затраты энергии 2) путём фагоцитоза

2) путём осмоса 4) с затратами энергии

40. ДНК имеет вид свёрнутой в кольцо молекулы в клетках организмов

1) прокариот 2) эукариот 3) вирусов 4) эвглены зелёной

41. Собственного обмена веществ не имеют

1) грибы 2) лишайники 3) вирусы 4) простейшие

42. В митохондрии атомы водорода отдают электроны, при этом энергия используется на синтез молекул

1) белка 2) АТФ 3) жира 4) углеводов

43. Процесс разложения воды в клетках растений под воздействием солнечного света называют

1) реакцией окисления 2) реакцией восстановления

3) фотосинтезом 4) фотолизом

44. Способ размножения тлей, муравьёв, ос, при котором дочерний организм развивается из неоплодотворённой яйцеклетки, называют

1) партеногенез 2) споровое

3) почкование 4) вегетативное

45. Размножение, при котором дочерний организм появляется без оплодотворения из клеток тела материнского организма, называют

1) партеногенезом 2) половым

3) бесполым 4) семенным

46. Стадия индивидуального развития насекомых, которая отсутствует у саранчи

1) яйцо 2) взрослый организм

3) личинка 4) куколка

47. Совокупность морфологических и физиологических признаков организма называют

1) генотипом 2) фенотипом 3) генофондом 4) генетическим кодом

48. Приспособительное изменение того или иного признака в определённых генетических пределах называют

1) нормой реакции 2) соотносительной изменчивостью

3) мутацией 4) комбинативной изменчивостью

49. Однояйцовые близнецы в отличие от разнояйцовых

1) могут быть разного пола 2) всегда одного пола

3) имеют одинаковый вес 4) имеют одинаковые размеры

50. Соотношение расщепления в F2 по фенотипу 9:3:3:1 характерно для скрещивания

1) анализирующего 2) моногибридного

3) дигибридного 4) отдалённого

51. Творческий характер естественного отбора в эволюции проявляется в

1) обострении конкуренции между видами

2) ослаблении конкуренции между популяциями

3) обострении конкуренции между особями одного вида

4) возникновении новых видов

52. Процесс неполного уничтожения тиграми антилоп, а лишь ограничение их численности определённым пределом называют

1) колебанием численности 2) популяционными волнами

3) круговоротом веществ 4) саморегуляцией

 

Задания 53-58 требуют краткого ответа из одного-двух предложений. Запишите ответ чётко и разборчиво на специальных листах.

53. Почему однояйцевые близнецы имеют одинаковый генотип?

54. Почему митохондрии называют “силовыми станциями” клеток?

55. В чём сходство фотосинтеза и хемосинтеза?

56. Почему в ряде случаев при скрещивании особей с доминантными и рецессивными признаками в потомстве наблюдается промежуточное наследование признаков?

57. Каковы причины смены биогеоценозов?

58. Каковы причины биологического прогресса?

 

При выполнении заданий 59-60 надо записать полный ответ на отдельных листах.

59. Почему митохондрии, хлоропласты и другие органоиды клетки нельзя считать структурно-функциональной единицей живого?

60. В чем проявляется связь между митозом, мейозом и оплодотворением?

назад

На  главную

Используются технологии uCoz