ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ

ДЛЯ ВЫПУСКНИКА 11 КЛАССА СРЕДНЕЙ (ПОЛНОЙ) ШКОЛЫ

Инструкция для учащегося

На выполнение работы отводится 3 часа (180 минут).

Всего в работе 58 заданий, которые разделены на 2 части.

В части 1 - 30 заданий, в каждом из которых нужно выбрать один верный ответ из предложенных четырех вариантов и номер выбранного ответа записать в бланке ответов.

В части 2 содержатся более сложные задания разного типа. В заданиях 31-38 так же, как и в части 1, нужно выбрать один верный ответ из предложенных четырех вариантов и записать его в бланке ответов. Задания 39-50 требуют краткого ответа в виде одного-двух слов или сочетания цифр и букв, которые также надо записать в бланке ответов. В заданиях 51-56 требуется проанализировать предложенный отрывок из исторического документа и краткие ответы (в виде одного-двух предложений) записать на специальном листе. По заданиям 57 и 58 развернутые ответы нужно также написать на специальных листах. Рекомендуется выполнять задания последовательно, а к тем, что вызвали затруднения, вернуться во время, оставшееся в конце работы.

Для получения отметки “3” достаточно выполнить верно любые 20 из первых 30 заданий или любые 20 заданий из всей работы в целом. Для получения отметки “5” не требуется выполнение всех задания, однако среди верно выполненных заданий должно быть хотя бы одно задание с развернутым ответом (57, 58).

При подготовке к работе запишите необходимую информацию в ту часть бланка ответов, которая должна быть заполнена до начала работы.

Теперь приступайте к выполнению работы. Желаем Вам успеха!

Часть 1.

В этой части 30 заданий. К каждому из них предложены 4 варианта ответа, из которых только один верный. Запишите номер выбранного Вами варианта в бланке ответов.

1. Нашествие войск Батыя на Русь произошло в

1) 1Х в. 2) XI в. 3) XIII в. 4) XV в.

2. Храм Василия Блаженного был построен в Москве при

1) Дмитрии Донском в память о победе в Куликовской битве

2) Иване III в честь обретения независимости Руси от Орды

3) Иване IV в связи с присоединением Казанского ханства

4) Михаиле Федоровиче в честь утверждения династии Романовых

3. Какой из названных органов являлся высшим сословно-представительным учреждением в России ХVI-XVII вв.?

1) Избранная Рада

2) Земский собор

3) Сенат

4) Дума

4. Назовите важнейшее последствие события, вошедшего в историю как “стояние на реке Угре”(1480 г.).

1) Расширение границ Московского государства

2) распад Золотой Орды

3) возобновление выплаты Русью дани Орде

4) окончание зависимости Руси от Орды

5. На протяжение какого века Россия приобрела статус крупной европейской и морской державы ?

1) XV в. 2) XVI в. 3) XVII в. 4) XVIII в.

6. С каким из названных событий связаны имена патриарха Никона и протопопа Аввакума?

1) Установление монашества на Руси

2) создание первой русской летописи

3) раскол в Русской православной церкви

4) основание Троице-Сергиева монастыря


7. Служилые люди, охранявшие границы Российского государства и ставшие в XVIII в. военным сословием, назывались

1) стрельцами

2) опричниками

3) казаками

4) рекрутами



8. Соборное Уложение 1649 г. известно тем, что предусматривало

1) разделение страны на земщину и опричнину

2) установление наследственного крепостного состояния крестьян

3) упразднение боярской Думы при царе

4) создание приказов как органов управления

9. В результате государственных и административных реформ Петра I в России

1) усилилась абсолютная власть монарха

2) были заложены основы конституционной монархии

3) император стал править вместе с Верховным тайным советом

4) расширились функции Земских соборов

10. Что объединяет 1801 г., 1825 г., 1855 г., 1881 г. ? Это даты

1) военных кампаний русской армии

2) основных событий внешней политики России

3) освобождения крестьян от крепостной зависимости

4) начала царствований российских императоров


11. Крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 г. произошло у

1) города Смоленска

2) села Бородина

3) села Тарутина

4) реки Березины

12. Первая железная дорога в России была построена между

1) Москвой и Смоленском

2) Петербургом и Москвой

3) Петербургом и Царским Селом

4) Москвой и Нижним Новгородом


13. Последователи теорий П. Л. Лаврова, М. А. Бакунина, П. Н. Ткачева, осуществлявшие пропаганду социалистических идей среди крестьян, а затем - террор против царя и чиновников, назывались

1) декабристами

2) петрашевцами

3) народниками

4) социал-демократами

14. Как называлась система местного самоуправления, которая была создана в России в XIX в., способствовала развитию хозяйства, созданию сельских школ и больниц, действовала на основе выборности исполнительных органов, но при руководящей роли поместного дворянства ?

1) Община

2) земство

3) народничество

4) артель.


15. В результате проведения реформ 1860-1870-х гг. российская промышленность до конца XIX в.

1) развивалась ускоренными темпами

2) развивалась замедленными темпами

3) сохранила те же темпы развития, что и до реформы

4) оказалась в состоянии затяжного кризиса

16. Россия в начале ХХ в. по государственному строю представляла собой

1) конституционную монархию

2) аристократическую республику

3) демократическую республику

4) абсолютную монархию


17. Какие государства были союзниками России в Первой мировой войне? Выберите сочетание, которое Вы считаете правильным.

1) Великобритания, Франция, США

2) Великобритания, Германия, Австро-Венгрия

3) Германия, Италия, Австро-Венгрия

4) Великобритания, Франция, Турция


18. Какой год в советской истории был назван годом “великого перелома” ?

1) 1918 г. 2) 1929 г. 3) 1936 г. 4) 1941 г.

19. Какое из названных событий произошло в России в феврале 1917 г.?

1) Подписан сепаратный мир с Германией

2) к власти пришло Советское правительство

3) свергнуто самодержавие

4) провозглашено право народов на самоопределение


20. Национализация, проводившаяся в Советской России в 1917-1918 гг., означала

1) захват крестьянами помещичьих земель

2) перевод предприятий в собственность государства

3) провозглашение национальных республик

4) курс на укрепление национальной валюты

21. Какое из названных явлений было характерно для нэп’ а?

1) Всеобщая трудовая повинность

2) разрешение частной аренды мелких предприятий

3) полное обобществление производства

4) бесплатные коммунальные услуги


22. Крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной войны и Второй мировой войны произошло в ходе

1) Сталинградской битвы

2) Курской битвы

3) Берлинской операции

4) освобождения Праги

23. Главной причиной победы СССР в Великой Отечественной войне была (о)

1) недостаточная военная подготовленность Германии

2) проведение решающих военных операций в зимнее время

3) самоотверженная борьба советских людей на фронте и работа в тылу

4) широкомасштабная борьба партизан и подпольщиков в тылу врага

24. Период, названный “апогеем сталинизма”, относится к

1) 1929-1941 гг. 3)1945-1953 гг.

2) 1941-1945 гг. 4) 1953-1964 гг.

25. Во второй половине 1940-х гг. партийной критике и запретам подверглись

1) произведения А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко

2) фильмы режиссеров И. А. Пырьева, Г. В. Александрова

3) труды по биологии и сельскому хозяйству Т. Д. Лысенко
4) произведения Е. А. Евтушенко и Р. И. Рождественского


26. В 1950-1960-е гг. СССР обогнал ведущие западные страны в области

1) создания электронно-вычислительной техники

2) освоения космоса

3) сельскохозяйственного производства

4) производства автомобилей

27. Идеи и политика, основанные на признании противоречивости и единства современного мира, невозможности решать международные проблемы военными средствами, приоритетности общечеловеческих ценностей, права народов на выбор собственных путей развития, составляют содержание понятия

1) разрядка международной напряженности

2) доктрина Брежнева

3) новое политическое мышление

4) доктрина “гибкого реагирования”


28. Одна из важнейших причин неудачи экономических реформ в СССР середины 1960-х гг. заключалась в

1) отказе предприятий от самостоятельного планирования производства

2) децентрализации планирования и управления экономикой

3) сохранении административно-директивного управления экономикой

4) разрешении разных форм собственности на средства производства

29. К событиям международных отношений и внешней политики России в 1990-е гг. относится

1) вывод войск из Афганистана

2) подписание в г. Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности
и сотрудничеству в Европе

3) завершение вывода войск из Германии

4) официальная встреча президентов М. С. Горбачева и У. Клинтона

30. Каким понятием определялся путь перестройки отношений собственности в России в начале 1990-х гг.?

1) Приватизация

2) национализация

3) интеграция

4) конфискация

Часть 2

В эту часть включены задания разных типов. Для того, чтобы правильно их выполнить, обратите внимание на рекомендации к отдельным группам заданий.

Задания 31-38 выполняются так же, как и задания части 1. Из четырех предложенных вариантов ответа только один верный. Впишите выбранный Вами вариант в бланк ответов.


31. Определите, о ком говорится в отрывке из “Записок о Московии” Д. Горсея.

“Строй и управление русским государством так изменились [ при нем] против прежнего, что можно было назвать это государство совсем новым; все получило другой вид, противоположный старому... Царь покорил Полоцк, Смоленск и много других городов и укреплений... в восточной Ливонии, завоевал царства Казанское и Астраханское, земли многочисленных нагаев, черкесских татар и множество других народов, обитавших на расстоянии двух тысяч верст, по берегам знаменитой реки Волги... Самую Москву царь обвел крепкою, широкою и красивою стеною, снабдив орудиями... Он был хорош собой, стройно сложен, с высоким лбом, с пронзительным голосом, настоящий скиф - остроумен, жесток, кровожаден, безжалостен...”

1) Иван III

2) Иван IV

3) Алексей Михайлович

4) Петр I


32. Кто из российских правителей был избран на царство Земским собором ?

1) Иван IV Грозный и Федор Иоаннович

2) Борис Годунов и Михаил Федорович Романов

3) Алексей Михайлович и Федор Алексеевич

4) царевна Софья и Петр I


33. Укажите, кто из названных деятелей разрабатывал проекты реформ государственного управления в России в XIX в.

1) А. П. Ермолов, М. Д. Скобелев

2) С. С. Уваров, А. Х. Бенкендорф

3) М. М. Сперанский, М. Т. Лорис-Меликов

4) К. П. Победоносцев, Д. А. Толстой



34. Какие из явлений и событий XIX в., перечисленных ниже и обозначенных буквами А - Е, были связаны с понятием “восточный вопрос”? Выберите из предложенных вариантов ответа тот, в котором указано верное сочетание явлений и событий.

А. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Б. Ослабление Османской империи.

В. Русско-японская война.

Г. Освоение русскими Дальнего Востока.

Д. Освободительная борьба южнославянских народов.

Е. Проблема Черноморских проливов.
Варианты ответа: 1) А, Б, В, Д

2) В, Г, Е

3) А, Б, Д, Е

4) А, В, Г.

35. Участники Кронштадтского восстания в марте 1921 г. выступили под лозунгом

1) “Вся власть Учредительному собранию!”

2) “Да здравствует Коммуна!”

3) “Вся власть Юденичу!”

4) “Власть Советам, а не партиям!”

36. Индустриализация в СССР осуществлялась в 30-е гг. за счет

1) платы западных компаний за строительные концессии

2) высокой рентабельности национализированной промышленности
3) кредитов, полученных от стран Запада

4) средств, полученных в результате коллективизации деревни

37. Наступлению “оттепели” в культуре и духовной жизни советского общества в 1960-е гг. способствовали публикации в журнале “Новый мир”, который возглавлял писатель

1) А. Т. Твардовский

2) А. А. Фадеев

3) М. А. Шолохов

4) А. Н. Толстой

38. Прочтите отрывок из произведения А. И. Солженицына и определите, о каком советском руководителе идет речь.
“ ...нельзя будет не поразиться, как много возможностей на короткое время сошлось в этих руках, и как возможности эти использовались словно бы в игру, в шутку, а потом покидались беспечно... Дано ему было втрое и впятеро тверже и дальше прочертить освобождение страны, - он покинул это как забаву, не понимая своей задачи, покинул для космоса, для культуры, для кубинских ракет, берлинских ультиматумов, для преследования церкви, для разделения обкомов, для борьбы с абстракционистами.”

1) Н. С. Хрущев

2) Л. И. Брежнев

3) Ю. В. Андропов

4) М. С. Горбачев

Задания 39-50 требуют ответа в виде слова или сочетания цифр и букв, которые записываются в специальной строке в бланке ответов. В одних заданиях нужно установить соответствие между названиями и именами или датами и именами, расположенными в двух колонках (см. задание 39). В этом случае в бланке ответов записываются верные сочетания цифр и букв (например 1 б; 2 г; 3 а; 4 в). По другим заданиям (например, 40 и 41) в строке для ответа записывается необходимое слово или последовательность цифр.

39. Установите соответствие между названиями памятников культуры и именами их создателей

1) храм Василия Блаженного а) Андрей Рублев

2) икона “Троица” б) Аристотель Фьораванти

3) Успенский собор Московского Кремля в) Сильвестр

4) “Домострой” г) Барма и Постник


40. Расположите в правильной хронологической последовательности следующие события

1) воцарение династии Романовых

2) церковный раскол

3) Пугачевское восстание

4) “Смута”


41. С каким историческим процессом, определявшим положение русского крестьянства, связаны названия Юрьев день, заповедные лета, урочные лета, Соборное Уложение 1649 г. ?



42. Расположите в правильной хронологической последовательности следующие события

1) отмена крепостного права

2) отмена временнообязанного состояния крестьян

3) издание указа о “вольных хлебопашцах”

4) земская реформа

43. Установите соответствие между событиями и датами

1) Крымская война а) 1812 г.

2) русско-турецкая война б) 1817-1864 гг.

3) Отечественная война в) 1853-1856 гг.

4) Кавказская война г) 1877-1878 гг.


44. Прочтите отрывок и определите, о каком историческом явлении идет речь. Впишите пропущенное название в соответствующую строку в бланке ответов.

“В 1830-1840-х гг. в России начинается ....... ....., т. е. переход от мануфактуры к фабрике, и процесс окончательного формирования капиталистических классов. Когда к 1850-м гг. производительность труда в промышленности выросла в 3 раза, то 2/3 продукции крупной промышленности приходилось на долю машинного производства”.


45. Прочтите отрывок из документа, изданного в начале ХХ в., и назовите этот доку
мент, дату и год его издания.

“1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов... 3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действия поставленных от нас властей.”


46. Установите соответствие между названиями партий и именами их лидеров

1) кадеты а) Г. В. Плеханов

2) эсеры б) П. Н. Милюков

3) октябристы в) В. М. Чернов

4) социал-демократы г) А. И. Гучков

47. Прочтите отрывок из Декрета ВЦИК, принятого 9 мая 1918 г., и укажите, как называлась введенная этим декретом мера.

“ 1. Подтверждая незыблемость хлебной монополии и твердых цен, а также необходимость беспощадной борьбы с хлебными спекулянтами-мешочниками, обязать каждого владельца хлеба весь избыток сверх количества, необходимого для обсеменения полей и личного потребления по установленным нормам до нового урожая, заявить к сдаче в недельный срок после объявления этого постановления в каждой волости...
3. В случае обнаружения у кого-либо избытка хлеба, не заявленного к сдаче согласно пункту 1-му, хлеб отбирается у него бесплатно...”.


48. Расположите в правильной хронологической последовательности события Второй мировой войны и Великой Отечественной войны советского народа

1) открытие второго фронта в Европе

2) сражение на Курской дуге

3) нападение Германии на Польшу

4) операция в Перл-Харбор

5) Сталинградское сражение


49. Установите соответствие между названиями художественных произведений и именами их создателей

1) кинофильм “Война и мир” а) А. И. Солженицын

2) роман “Живые и мертвые” б) Б. Л. Пастернак

3) роман-хроника “Архипелаг ГУЛАГ” в) С. Ф. Бондарчук

4) роман “Доктор Живаго” г) К. М. Симонов

50. Прочтите отрывок из документа Министерства иностранных дел СССР, датированного апрелем 1986 г., определите пропущенное в тексте название объекта, о котором идет речь, и впишите его в соответствующую строку бланка ответов.

“Авария на ........ ... вызвала обостренную реакцию как за рубежом, так и со стороны посольств ряда стран в Москве. Наибольшее беспокойство проявили Швеция, Финляндия и Дания, которые опасаются прямой угрозы радиоактивного заражения своей территории. Их представители отмечали, что уровень радиации атмосферы в их странах превысил допустимый более чем в шесть раз”.

Задания 51-56 относятся к историческому документу, приведенному ниже.
Прочтите документ и ответьте на вопросы, используя информацию, содержащуюся в тексте, и ваше знание истории. Запишите краткие ответы на каждый вопрос на специальном листе для ответа.

Отрывки из воспоминаний актера И. П. Борецкого, предназначенных для
М. А. Бестужева.

“Поутру увидел на улице кучки народа... Народ со всех концов спешит на Сенатскую площадь... Я побежал на площадь. Народ запрудил всю площадь и волновался как бурное море. В волнах этого моря виднелся небольшой островок - это было ваше каре... Я видел царя, окруженного своим штабом и уговаривающего народ разойтись по домам, слышал как беснующаяся толпа кричала ему в ответ: ”Не пойдем, умрем вместе с ними!”. Видел, как понеслась на вас кавалерия... и с каким диким остервенением толпы народа отразили второй натиск поленьями дров и я, грешный человек, метнул одно полено в бок кавалеристу... видел я и тебя, как ты при третьей атаке стал против солдат, готовых дать залп, от которого вся эта кавалерия, обскакивавшая каре, легла бы лоском, - как ты скомандовал: “Оставь!”... Видел как смертельно раненый Милорадович, шатаясь в седле, поскакал прочь от непокорных солдат, и наконец услышал роковой выстрел из пушки. Второй выстрел повалил множество из передовых. Народ прыснул во все стороны. Третий выстрел был направлен на открытое каре...”.

51. О каком событии рассказано в отрывке? Когда, где оно произошло?

52. Какие противостоявшие друг другу группы участников события называет автор?

53. Как автор характеризует настроение и отношение собравшегося на площади народа к выступлению ?

54. Как на основании описания можно охарактеризовать тактику участников выступления?

55. Что можно сказать об отношении автора к описываемым событиям?

56. Какие особенности мемуаров следует учитывать при использовании их в ка честве исторического источника?

Задания 57 и 58 предусматривают развернутые ответы, которые нужно написать в свободной форме на отведенных для этого специальных листах (постарайтесь писать аккуратно и разборчиво).

57. Охарактеризуйте предпосылки и этапы образования единого русского государства
(XIV-XVI вв.)
58. Сравните основные черты внутренней политики в СССР в периоды руководства
Н. С. Хрущева и Л. И. Брежнева (покажите, что в политике этих руководителей бы
ло общим, а что - различным).

назад

На  главную

Используются технологии uCoz