А так ли нас учат?

    В детстве я буквально обожествлял силу знания, запоем читал и с дрожью в руках собирал коллекцию книг, где человек в экстремальных условиях, имеющий практически лишь то, что в карманах, и, конечно, в голове, - мог обеспечить себе человеческое существование. Вы думаете, это только «Робинзон Крузо» Д.Дефо? А «Путь на Грумант» К.Бадигина, «Таинственный остров» Ж.Верна (и многие другие его книги), «Охотники за растениями», «Ползуны по скалам» М.Рида, «Янки при дворе короля Артура» М.Твена, «Робинзоны космоса» Корсака, «В стране дремучих трав», уже, простите, не помню автора? Да даже и «Труженики моря» В. Гюго

И лишь много позже я понял, что знание – это не только (и даже не столько) накопленная информация, сколько умение ее использовать, распорядиться ею применительно к обстоятельствам… Оказывается, еще Аристотель говорил: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».

А так ли учат нас? Почему людей, разбирающихся в химии, гораздо больше тех, кто «сечет» физику (я не имею в виду специалистов высшего ранга, а вот на бытовом уровне – помочь сыну решить задачку, объяснить суть явления и т.п.). За свою уже достаточно длинную жизнь я встречал всего одного-двух таких «физиков»! Да потому, на мой взгляд, что в химии нужно знать, а в физике – понимать…

Почему о хорошем враче практически не глядя можно сказать, что он хирург? Да потому, что хороший врач-терапевт – это прежде всего хороший диагност, то есть аналитик, то есть человек, не просто знающий, какие бывают болезни и типовые приемы их лечения, а человек, умеющий думать! Парацельс, кажется, говорил, что лечить надо человека, а теперь, как правило, лечат болезнь! Почему? Да потому же: так легче, не надо думать, достаточно вспомнить!

Я не могу сказать, что мне повезло со школьными учителями физики, но вот с отцом - точно повезло. Эдак ненавязчиво он время от времени подсовывал мне книжки Я.И.Перельмана. Многие, наверное, и не знают такого, а ведь книжек этих – целая серия: и «Живая математика», и «Занимательная механика», и «Занимательная геометрия», и «Занимательная астрономия», и «Занимательная физика», и много-много других… Я тоже пытался подсовывать эти книги своему сыну, но, видно, у меня это получилось уже хуже…

Бауманец во втором поколении (есть уже и третье), я часто вспоминаю ходивший во времена моей учебы анекдот: «Почему НИИ предпочитают выпускников МВТУ, а не Физтеха? Потому, что физтехи все знают, но ничего не умеют, а бауманцы ничего не знают, но все умеют!» Да, была школа! Нас учили, что нет ничего страшного, если ты чего-то не знаешь, – нужда научит! На западе специалисты практически принудительно раз в три года проходят переподготовку, а наши (я имею в виду настоящих спецов) – непрерывно в учебе… Вот в чем сила…

Теперь-то я точно знаю: интеллект – это не столько память, внимание, скорочтение, знание языков и т.п., это, прежде всего, умение думать!

Да, конечно, нам в свое время не подсказали, а сами мы узнали гораздо позже, что язык и мышление в человеческой эволюции развивались одновременно! Кто ясно мыслит – ясно излагает! А получается, что и обратное утверждение справедливо: у косноязычного и в голове каша. Так и надо правильно расставлять акценты! А то получается, что есть гуманитарии, а есть технари (которым язык и литература нужны еще в большей степени, но они об этом и не догадываются)…

Да нет, я прекрасно понимаю нашу (и не только) систему образования. Ведь гораздо легче задать выучить, когда правил царь Имярек, или кто был 22-ым президентом США, или чему равен заряд электрона – и, опять же, легче проконтролировать степень вызубривания и выставить 2-3 обязательные оценки в четверти… Чем выше степень формализованности ответов, тем легче их получить и тем меньше их ценность. Выбрать один из 3-5 предложенных вариантов ответа или вписать количественный результат в табличку – да легко! А как оценить уровень ответа на качественную задачку по физике? То-то и оно…

Вот и получается, что, обучая, готовят из нас своего рода справочники, да еще плохо систематизированные, а не людей, умеющих анализировать, обобщать, делать выводы – думать! И ведь давно уже рассказывают, что сам великий Томас Альва Эдисон не смог пройти тест своего имени (к его оправданию, не он его составлял): «Это можно посмотреть в таком справочнике, это запросить там-то, это узнать оттуда-то…» Теперь успешно развивается интернет. Слава богу, его ресурсы пока не умеют думать, но уж информации в нем – только умей искать. И займет это гораздо меньше времени! Так в чем же тогда сила людей? А если они не обучены думать – так и ни в чем… Компьютеры с их сумасшедшим быстродействием даже на переборе вариантов, не говоря уж об использовании эвристических приемов, могут проиграть только человеку, умеющему думать. А этому надо учиться!

Говорят, что Ч. Дарвин в конце жизни отказался от своей теории эволюции, потому что не мог объяснить, зачем у человека возник такой явно избыточный мозг. А одна из современных теорий как раз и говорит, что такой мозг был необходим при других, гораздо менее эффективных механизмах мышления, теперь люди думают гораздо лучше. Заметьте, все люди! И ничего, научились же…

А теперь надо еще эффективнее! И учить этому надо эффективнее! А мы выяснили, что Минобраз в этом не подмога… Как же быть? Куды податься бедному учащемуся?

А в интернет, куда же еще! Именно здесь может и должна появиться система дистанционного обучения (не формального образования с его непременными сертификатами и экзаменами, а именно учебы). В Рунете, по крайней мере, а, по-видимому, и в мировом интернете нужен проект с рабочим названием «Перельман в интернете». Качественные задачки, логические задачки, теория решения изобретательских задач… Легко, в игровой форме, никакой формалистики! И с широчайшим охватом (тогда и обратная связь появится)! И учить, конечно, нужно не только физике, и не столько физике (физика – это только пример)…

В свое время (правда, слишком поздно, чтобы из этого вышел толк) я как-то задумался, решению какой задачи не жалко было бы отдать жизнь. Что отличает человека от остального животного и искусственного мира? Да способность к творчеству (правда, уже и компьютер случайно изобрел радио)! Чем, говорят, наука отличается от искусства? Науке можно научить, а искусству нет (ну, на самом-то деле мы знаем, что и в искусстве кое-чему учат)! То есть и творчеству нужно учить! А в более широком смысле – надо учить человека думать! Вот это и есть та глобальнейшая из всех задач, для решения которой ничего не жалко! Не надо думать, что это будет разовый результат, который осчастливит все человечество. Это длительная работа, которая уже давно ведется (см., например, на этом сайте Модель интеллекта по В.Н.Дружинину, Тестирование креативности, Тренировка творческих способностей) и результаты в ней появляются не столь заметные, но она идет!

Вот только вестись-то она должна в сети, а не дома за печкой! В интернете нужна не информация о процессе, а сам процесс!

Источник. http://www.traintech.ru/ru/articlesitem.php?id=11

назад 

На главную

Используются технологии uCoz