Средняя школа №5   г.Слободского

Кировской области

Развитие  самостоятельной активности

школьников  через организацию КСО

Работу выполнила
Коробейникова Ирина
Мирсаитовна,
учитель английского языка средней школы № 5
г.Слободского
II категория,
стаж 8 лет

2001 год

Содержание:

Глава I.

1. Условия возникновения и актуальность опыта. Обоснование темы.

2. Теоретическая база и ведущая педагогическая идея опыта.

2.1. Концепция развивающего обучения.

2.2. Теория поэтапного формирования умственных действий.

2.3. Технология КСО.

3. Организация КСО.

3.1. Определение оптимального количественного и качественного состава групп.

3.2. Разработка структур группового взаимодействия.

3.3. Управление КСО: памятки и руководства.

3.4. Формы КСО.

3.5. Мотивация самостоятельной учебной деятельности.

4. Организация учебного процесса.

5. Возможность внедрения технологии КСО.

Глава II.

Практические разработки.

Список литературы.

Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако, его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен ее открыть. Ученику ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремится.

А.Дистервег

I . Введение.

Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком пришло в наше общество. Любому специалисту знание иностранного языка жизненно необходимо. Поэтому мотивация к его изучению резко возросла. Однако трудностей на пути овладения иностранным языком не убавилось. по-прежнему основным из них является отсутствие необходимой индивидуализации, дифференциации обучения и т.д. Другими словами, речь идет о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку.

О личностно-ориентированном обучении в последнее время говорят практически все, но понимают этот термин по-разному. В моем понимании личностно-ориентированный подход относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находиться ученик , а не учитель, деятельность познания, а не преподавания.

Идея этого подхода весьма привлекательна и издавна стимулирует педагогов искать пути ее реализации. Поскольку это обучение ориентировано на личностные характеристики, предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка, особенности его психики, постольку речь должна идти не просто о возможностях выбора профильного обучения в старших классах, а об особенностях самого процесса обучения, отбора соответствующих технологий.

Если мы обучаем практическому владению тому или иному виду РД, то обучать этому можно лишь через практику, т.е. на уроке большую часть времен должны практиковаться учащиеся, а не учитель, как это подчас бывает.

В мировой практике известны различные пути решения проблемы личностно-ориентированного обучения, но я считаю что наиболее приемлимый способ реализации данного подхода на уроках иностранного языка - это придание учебной деятельности школьников коллективного характера.

Целесообразность названного пути экспериментально обоснована психологами. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. При этом важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, но и их интеллектуального и нравственного развития.

Технология КСО органично вписывается в классно- урочную систему, позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Считаю, что, учитывая специфику предмета “иностранный язык”, эта технология может обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому из них возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков умений.

Кроме того, каждый ученик при этом способе может за время урока высказаться по изучаемой теме, даже при наполняемости группы до 20 человек.

Переход на качественно новый этап работы школы обуславливает необходимость не только глубокого осмысления традиционных способов обучения и себя в них, но и видения перспектив, конкретных путей и условий перехода к развивающим процедурам обучения, предназначенных для развития самой важной характеристики человека-интеллекта.

Методика развивающего обучения - это система качественно новых знаний, предлагающих принципиально иное построение учебной деятельности, ничего общего не имеющей с непродуктивным, основанным на натаскивании и зазубривании , обучении в консервативном педагогическом сознании. Суть концепции развивающего обучения заключается в создании условий, когда развитие школьника превращается в главную задачу как для учителя, так и для ученика.

Позволю себе сравнить две основные стратегии организации учебного процесса:

традиционную - направленную на функциональную подготовку учащихся

стратегию развивающего обучения - основной целью которой является развитие ребенка в процессе освоения новых знаний.

Первая ( традиционная) решает строго определенные задачи - получение знаний, умений и навыков . Учитель при этом выполняет 3 основные функции:

1) информационную -( рассказывает предусмотренный программой материал)

2) контролирующую - (определяет уровень его понимания)

3) оценивающую ( выражает в баллах степень точности его воспроизведения школьникам).

Интересно мнение зарубежных специалистов, посещающих традиционные уроки. они всегда подчеркивают необыкновенное усердие наших учителей в работе. Но при этом они обязательно отмечают, что усилия учителей не ориентированны на развитие интеллектуальной и духовной активности обучающихся, которые на уроке практически ничего самостоятельно не делают, самостоятельно не думают, а просто сидят и слушают или выполняют элементарные задания, предписанные учителем.

Между тем хорошо известна истина, что человека невозможно чему-нибудь научить, если он сам н будет учиться. если он не овладеет умениями самостоятельно добывать знания.

Вторая развивающая стратегия обучения обеспечивает такое построение системы обучения, при котором усвоение содержания учебного материала, воспитание культуры и развитие интеллекта являются одним процессом. Естественно, при этом не снимается вопрос усвоения знаний, но в данном случае - это средство достижения основной цели.

Таким образом, развивающее обучение - это такой способ организации обучения, при котором содержание, методы и формы организации прямо ориентированы на всестороннее развитие ребенка. Это положение можно

расшифровать, поставив перед собой вопрос: ”Что еще кроме ЗУН должна обеспечить развивающая система? Чему нужно и можно научить детей на уроке английского языка?”

Прежде всего - способам самостоятельного постижения знаний. Только тогда эти знания будут способствовать развитию способностей в процессе осуществления самостоятельной познавательной деятельности, а также обеспечению эмоционально-ценностного отношения к содержанию и процессу образования.

Такой поход культивирует творческое отношение к деятельности , формирует общеучебные умения, способствует овладению средствами и способами мышления, развивает воображение, внимание, память, волю, формирует эмоциональную культуру и культуру общения.

При второй стратегии обучения учитель выполняет 3 задачи:

1) включение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность (организация ученой деятельности)

2) обеспечение эмоциональной поддержки, создание каждому ученику ситуации успеха на основе применении индивидуальных эталонов оценивания.

3) обеспечение рефлексивных действий учеников по выявлению собственных изменений.

Цели рефлексии - вспомнить , выявить и осознать основные компоненты деятельности , ее смысл, способы , проблемы, пути их решения, полученные результаты.

Таким образом, в центре внимания педагога оказывается не объяснение нового материала. а поиск приемов эффективной организации учебно-познавательной деятельности школьников по его добыванию.Это обязательно приводит к тому, что учитель анализирует предыдущий этап обучения, продумывает содержание деятельности учащихся, предвидит возможные затруднения и пути выхода из них, выбирает формы и методы учения.

Возникает ситуация, когда для педагога большую ценность представляет не сам результат( знает или не знает ученик? на какую отметку?); а его отношение к материалу, желание не только изучить его, узнать новое, но и способность реализовать себя в познавательной деятельности, достичь желаемого.

Достаточно зримо образы двух альтернативных педагогов можно представить в художественной форме.

Учитель традиционной школы - это водопад рядом с которым идут бесконечные тропические ливни, сокрушительный град и наводнения. Педагог, работающий в режиме развивающего обучения - это подземный родник, присутствие которого угадывается лишь по прекрасной зелени вокруг.

“ Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собствен-

ной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.”

А.Дистервег

2.1. Концепция развивающего обучения.

В начале 30-х годов ХХ века М.С.Выготский выдвинул идею обучения, идущую впереди развития и ориентированного на развитие ребенка, как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащегося.

В условиях реформируемой России утверждаются качественно иные принципы организации жизни и деятельности людей. Все четче проявляется необходимость разработки научно обоснованной концепции управления и самоуправления развитием человека, а также определения путей реализации его богатейших возможностей. Именно поэтому все настойчивее повторяется тезис о переходе к развивающему обучению как одному из условий действительной перестройки общеобразовательной школы.

Если обратиться к технологиями развивающего обучения, то следует отметить, что стержневой идеей является идея об опережении развития мышления. А средством развития мышления являются знания. Между тем всем хорошо известно, что иметь знания и уметь ими пользоваться - это далеко не одно и то же. Поэтому важной задачей школы является организация в процессе обучения работы по обучению продуктивным способам мышления, способам самостоятельного пополнения и обновления знаний.

В трудах Выготского неоднократно подчеркивается мысль о том, что любое обучение должно осознаваться обучающимися людьми. Владение приемами усвоения знаний закладывает основу для активности человека и осознания им самого себя как познающего субъекта, умеющего самостоятельно строить процесс познания.

Подлинно животворящей сферой , корнем психического развития , по Л.С.Выготскому, является общение людей друг с другом, которое привносит огромное количество новых сведений, стимулирует возникновение массы вопросов при поиске ответов на которые человек и вынужден развиваться.

2.2. В основу концепции развивающего обучения может быть положена теория поэтапного формирования умственных действий. П.И. Гальпериной и Н.Ф. Талызиной. Согласно, этой теории любое умственное действие наступает после соответствующей деятельности. Этот процесс проходит несколько этапов. Эффективным может являться такое обучение, при котором будут учитываться эти этапы.

П.Я.Гальперин выявляет 6 этапов формирования умственных действий:

1) создание мотивации;

2) создание схемы ориентационной основы деятельности ( ученики получают данные о цели , о предмете деятельности, с условиями ее выполнения);

3) этап формирования материальной деятельности ( учащиеся сами выполняют действие);

4) этап внешней речи ( действие подвергается обобщению благодаря его вербализации в устной или письменной речи);

5) этап внутренней речи ( действие приобретает умственную форму, без участия внешней речи.)

6) этап интериоризации действия ( действие становится максимально автоматизированным умственным процессом).

Как известно, цель обучения иностранному языку в школах состоит в овладении коммуникативной компетенцией, т.е. предусматривается обучение не столько системе языка, сколько практическому овладению иностранным языком. Поэтому одна из закономерностей методики обучения иностранному языку гласит: изучение его должно основываться на развитии у школьников слухомоторных связей в результате выполнении ими устных упражнений и по возможности в индивидуальном режиме.

Поэтому я и считаю, что необходимо отбирать и технологически прорабатывать такие методы, подходы и технологии обучения, которые могли бы предоставить возможность устной практики каждому ученику на уроке не менее 15-20 минут, которые могли бы обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей , их уровня обученности, интересов, склонностей, т.к. речь идет о личностно ориентированных технологиях обучения, одной из которых и является технология КСО.

2.3. Технология КСО.

Обучение - это общение человека с человечеством.

А.Петровский

Технология КСО имеет различные названия : организованный диалог, коллективное взаимообучение, обучение в сотрудничестве. Эта технология разрабатывалась А.Г. Ривиным в 30-е годы нашего века, В.К.Дьяченко в 90-е, а также тремя группами американских педагогов Р.Славиным; Р.Джонсоном и Д.Джонсоном; и Э.Аронсоном.

Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные: одни быстро схватывают все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом; другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры разъяснения. Такие ребята. как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто не осознают, что конкретно они не понимают , не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы ( по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорить роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация , в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все не понятые ими вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы досконально разобрались в материале. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе - вот суть данного подхода.

Еще Я.А.Коменский в “Великой дидактике” оценивал “обращенную мысль” как катализатор мышления. Он писал: “Если нужно - откажи себе в чем-нибудь и плати тому, кто тебя будет слушать”; и еще: “Многое спрашивать , усваивать, учить других - тайны великой учености”. Современная психология утверждает: мышление развивается через речь, следовательно, КСО по праву входит в пакет развивающих технологий.

Основными преимуществами КСО я считаю:

  1. В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания.
  2. В процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти , идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.
  3. Участвуют все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная, вербальная.
  4. Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе.
  5. Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.
  6. Отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и понукания других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе.
  7. Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.
  8. Обсуждение одной информации со сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

Групповая форма используется на уроках по разным школьным предметам как при изучении нового материала, его закреплении, повторении, отработке и совершенствовании практических навыков и умений. Опыт применения этой формы на уроках иностранного языка в средней школе не так велик по причине недостаточной сформированности общения. Поэтому групповую форму я использую главным образом на заключительных этапах работы по разговорной теме, а так же при обсуждении прочитанного прослушанного или просто интересного.

Я предполагаю, что если КСО в группе использовать на протяжении всего процесса овладения индивидуальным общением, то будут формироваться навыки и умения, способные к функционированию в межкультурной коммуникации, можно воспитывать культуру умственного труда, создавать атмосферу взаимопомощи, и, наконец, будет удовлетворена потребность учащихся в самостоятельном приобретении и пополнении знаний. В дальнейшем это поможет школьникам совершенствоваться в иностранном языке и использовать его для углубления своих знаний в различных областях науки, техники и общественной жизни, как этого требует программа. И еще, современная психология утверждает: эффективность произвольной памяти старшего школьника может быть оценена такими критериями :

10 % - читает глазами

26 % - слышит

30 % - видит

50 % - видит и слышит

70 % - обсуждает

80 % - опирается на опыт

90 % - говорит и делает совместно

95 % - обучает других.

3. Организация КСО

3.1. Американские педагоги считают, что активность учащихся при выполнении заданий значительно повышается в небольшой группе о 3 до 5 или от 2 до 6 учащихся. Спенсер Каган отдает предпочтение четверкам, ибо они по сравнению с тройками позволяют избежать ученика-изгоя, а также организовать парную работу внутри группы. И я с ним абсолютно согласна.

Ведущими критериями включения учащихся в ту или иную группу являются:

1) Психологическая совместимость учащихся проявляющаяся во взаимоотношениях школьников и их желанием или нежелании работать вместе.

2) Одинаковое количество мальчиков и девочек, а также представителей этнических меньшинств и детей с физическими недостатками, чтобы через совместную групповую деятельность осуществлять влияние на психологический климат класса.

3) Примерно одинаковый темп работы членов группы, (а именно скорость чтения).

Чтобы группу привести в действие, целесообразно среди ее членов назначить или выбрать лидера , которому можно было обратиться за разъяснением цели, хода и ожидаемого результата совместной деятельности, который бы сумел первым выполнить задание и включить в активную работу всех. Лидером стараются назначить ученика, имеющего хорошие организационные способности и владеющего приемами выполнения конкретной учебной задачи, а иногда просто сильного ученика.

Иногда вместо лидера можно назначить каждого члена группы ответственным за определенный участок совместной деятельности, а именно:

- за раздачу и возвращение учебного материала;

- за обязательное участие всех в выполнении задания;

- за письменную фиксацию ответов членов группы;

- за проверку правильности понимания;

- за презентацию материала классу.

3.2. Успех коллективной учебной деятельности зависит и от того, насколько структура учебного взаимодействия между учителем и созданными группами и между самими членами группы соотнесена с содержанием учебной деятельности Эксперименты психологов показали, что наибольшее затруднение вызывают планирование и контроль.

При работе с текстами от членов группы требуется или совместное изложение содержание общего текста, или индивидуальный пересказ разных текстов друг другу с последующей проверкой понимания и обучением членов группы изложению полученной информации. Успех совместной деятельности здесь зависит от степени развитости умений трансформировать и интегрировать текст, а также работать с функциональными опорами, помогая друг другу. Особое значение приобретает владение учащимся действием взаимоконтроля, чтобы группа могла самостоятельно осуществлять его по ходу работы с выставлением оценок в листки контроля в конце КУДГ учитель может выборочно послушать отдельных ее членов, чтобы проверить объективность оценок и результативность совместной работы.

Вариант реализации КУД зависит от того, в какие виды деятельности включаются члены группы. если учащиеся объединяются для получения и усвоения новой информации по интересующей их теме из иностранных источников или для подготовки проекта, праздника, буклета, то планирование совместной работы, распределение обязанностей, обсуждение предполагаемого результата осуществляется в классе. Изучение же источников, подготовка материалов, выступлений выполняется школьниками индивидуально или малыми группами дома.

После обсуждения того, что подготовлено, внесения корректив, уточнения, оценки работы членов группы, они выходят в класс с результатом своей совместной деятельности.

3.3. Еще одним условием успешного функционирования и развития КСО является целенаправленное управление ее со стороны учителя. для этого ему необходимо иметь специальную программу, адекватную природе процесса овладения иноязычным обучением и логике его перехода из одного качественного состояния в другие (Н.Ф.Талызина).

Для овладения навыками и умениями нужна довольно длительная тренировка. рекомендации по выполнению действий на уровне навыков и умений имеет смысл сообщать учащимся до КУДГ в виде памяток. Кроме памяток при выполнении задания учащиеся могут получить руководства, в которых совместных действий и даны опоры для их успешного выполнения. Наличие таких руководств после некоторой тренировки создает учащимся условия для самостоятельной работы в группах, а учителю - для того, чтобы следить за ходом коллективной деятельности, помогать той или иной группе, “собирать” одинаковые и речевые ошибки для устранения и, в конце концов, принимать участие в коллективной работе.

Таким образом, названные памятки и руководства можно назвать средствами управления КУД.

В качестве примера приведу программу управления КСО , при овладении чтением, как письменной формой иноязычного общения на старшей ступени обучения . ( Приложение № 4 ).

Как же обеспечить обратную связь? Н.Ф.Талызина считает, что контролю должны подвергаться основные независимые характеристики учебного процесса , совокупное изменение которых приводит к переходу из одного качественного состояния в другое. Таковыми является уровень сформированности лексико-грамматических навыков. Он обычно определяется при помощи различных тестов, выполняемых членами группы индивидуально. Анализ результатов теста дает возможность ответить на вопрос перейти к следующему этапу или нет. В случае отрицательного ответа учитель выявляет причины и проводит дополнительную фронтально- индивидуальную работу.

На этапе совершенствования навыка школьники подвергаются контролю и оценке при помощи тестов и пересказе текста.

Для этапа развития умения характерен взаимоконтроль между группами.

3.4. В отечественной дидактике в настоящее время не обнаружено большого разнообразия форм групповой работы для этапа формирования навыков. А в американской педагогической литературе существует большое разнообразие организационных структур под общим названием “ Mastery Learning”( учение до уровня совершенства). Эти структуры были преломлены через специфику КУДГ С.С.Куклиной и успешно применяются на данном этапе. Цель их довести всех учащихся до примерно одинакового уровня владения навыками. Сюда относят структуры. Same - different, Numbered Heads Together, Think-pair-squar-share, Roundrobin, Three - Step Interview, Outside - Inside Circle. (Приложение № 4).

Технология “Составьте рассказ вместе” или Jigsaw очень близка к КСО, разработанному В.К.Дьяченко. Эту технологию разработал профессор Э.Аронсон в 1978 г. ( в переводе с английского “ажурная пила, машинная ножовка”). Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек. Учебный материал разделен на блоки. Такая работа на уроках иностранного языка организуется на этапе творческого применения языкового материала. Например, при работе над темой “Путешествие” можно выделить подтемы:

- путешествие морем

- путешествие самолетом

- путешествие поездом

- путешествие пешком

- путешествие на машине.

Можно выделить подтемы по другим признакам:

- выбор маршрута

- заказ билетов

- сбор багажа

- заказ гостиницы

1) Каждый член группы находит материал по своей подтеме.

2) Школьники, изучающие один и тот же вопрос, но работающие в разных группах встречаются и обмениваются информацией. Это называется “встреча экспертов”.

3) Ребята возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали, товарищей в своем группе.

4) Те, в свою очередь, рассказывают о своей части задания.

5) Внимательно слушайте своего партнера и делайте записи в тетрадях .

Учащиеся заинтересованы в том, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это может отразиться на общей итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый ученик в отдельности и вся группа в целом. На заключительном этапе, который проводится фронтально , учитель может попросить любого учащегося команды ответить на любой вопрос по теме. Вопросы задает не только учитель - в основном это делают члены других групп. Ученики одной группы вправе дополнять ответы своего товарища.

В 1986 году Р.Славин разработал вариант технологии Jisaw-2 (пила-2), который предусматривает работу группами по 4-5 человек. Вся команда работает над одним материалом, например , с текстом по теме “ Путешествие”. Но при этом каждый член группы получает свою подтему, которую разрабатывал особенно тщательно и становится экспертом по данному вопросу. Эксперты разных групп встречались и обменивались информацией. В конце цикла все учащиеся проходили индивидуальный контроль. Результаты суммировались , команда, набравшая наибольшее количество баллов, награждалась.

3.5. Согласно теории Гапьперина недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Нужно, чтобы учащийся сам захотел приобретать знания. Напомню известное изречение мудрецов: “Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться.” Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащегося не менее важна, чем способ организации условия и методика работы над заданием. Но совместная работа как раз и дает хороший стимул для познавательной деятельности, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Учитель может уделить значительно больше внимания отдельным ученикам, поскольку все заняты делом.

Основные идеи, присущие всем вариантам КУД дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика. Это и есть личностно-ориентированный подход в условиях классно-урочной системы.

4. Организация учебного процесса

Еще К.Д.Ушинский категорически отвергал уроки , построенные на основе схематизма и трафарета, не побуждающие ребенка к восприятию и осмыслению изучаемого материала, не вооружающие его навыками и умениями самостоятельной работы, не способствующие развитию.

Типовая схема учебного занятия:

1) Проверка итогов предыдущей работы - главная задача - установить связь между обучением учителя и учением школьников , обеспечить готовность школьников к очередному этапу работы , включить их в продуктивную обучающую деятельность.

Сложность работы учителя заключается в том, что процесс обработки новой информации учителем определяется тем, что он помнит и знает по данной проблеме.

Основные действия учителя:

- помощь ученикам, разбор нескольких вопросов на повторение

- организация живого диалога самих школьников с целью уточнения общего уровня усвоенных знаний

- создание проблемных ситуаций перед изучением нового материала

2) Презентация нового материала.

3) Практика под руководством учителя.

Цель - установление обратной связи и своевременное исправление ошибок в понимании нового материала.

Действия учителя:

- задать вопрос и отреагировать на него ( поднять руки, ответить...)

- корректное исправление ошибок.

4) Независимая самостоятельная практика обучаемых - использование КСО.

5) Самоконтроль и самооценка учащихся

6) Подведение итогов, рефлексия

7) Определение домашнего задания, подробное его разъяснение

8) Контроль усвоения знаний ( тесты).

Требование обучать ученика на уроке выдвигалось отечественной педагогикой на протяжении всей ее истории. вместе с тем традиционный урок предполагал, в лучшем случае, несколько ответов школьников на вопросы по только что услышанному объяснению нового. Все остальное предполагалось для домашней работы.

Новые подходы к обучению должны обеспечить самостоятельную познавательную активность учащихся на уроке.

И, наконец, для того, чтобы школьник научился учиться, техника проведения занятия не менее важна, чем его планирование. Атмосфера занятия должна обеспечивать свободу, при которой , с одной стороны, осознается важность соблюдения всех указаний учителя, а с другой стороны, исчезает боязнь и создается готовность высказать свою точку зрения.

Учащиеся должны располагаться в классе таким образом, чтобы все члены группы могли видеть друг друга. учащимся можно позволить не вскакивать при ответе, не выходить к доске, что унижает достоинство школьника и мешает сотрудничеству.

Все это , от техники жеста до исправления ошибок, от вступительной беседы до подведения итогов урока, призвано стимулировать учащихся не просто к получению информации, но и к познанию самих себя, своих способностей и возможностей.Итак, планирование и проведение занятия - это два аспекта, в которых проявляется любая концепция. И все же она мертва без основной идеи. Для меня такой идеей является использование КСО, направленное на развитие умения самостоятельно учиться.

5. Возможность внедрения данной технологии.

В результате систематической и целенаправленной работы удается значительно увеличить время устной и речевой практики каждого ученика на уроке, дать шанс каждому сформировать в своем сознании систему изучаемого языка.

Учитель приобретает новую роль - организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс обучения, использовать возможности межличностной коммуникации школьников в процессе их совместной деятельности для совершенствования речевых умений.

Таким образом, можно выделить 4 группы преимуществ данной технологии:

I. Организационные преимущества:

1) говорят все

2) общение в диалоге

3) смена рабочего места

4) рабочий шум

II. Дидактические преимущества:

1) обучает ученик

2) полная самостоятельная активность

3) сотрудничество - основа обучения

4) усвоение и применение максимально приближенны

III. Развивающие преимущества:

1) ученик является и субъектом и объектом обучения

2) соответствие содержания с индивидуальными способностями

3) спонтанный характер обучения

4) ученики учатся выступать , рассуждать, доказывать

IV. Воспитывающие преимущества:

1) каждый работает на себя и на другого

2) возникают отношения ответственной зависимости

3) весь учебный материал последовательно прорабатывается и с позиции ученика и с позиции учителя.

Литература:

1. Арефьева Г.И. Групповая форма работы на уроках английского языка. ИЯШ.№ 3 .1998

2. Виноградова М.Д. , Первик Н.В. Коллективная познавательная деятельность в воспитании школьников. М.Просвещение,1997.

3. Куклина С.С.Организация КУД на уроках иностранного языка в средней школе. Киров,1996.

4. Маслыко Е.А., Бабинская. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск,Высшая школа,1999.

5. Пассов Е.И. Основы коллективной методики обучения иноязычному обучению. М.Русский язык,1989.

6. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.Педагог, 1987.

7. Ткаченко Р.Г.,Роговская Б.И., Карлайл М.С. Урок английского на английском. М.Просвещение,1993.

Конспект урока.

Shops and shopings.

Цель: 1) Совершенствовать навыки общения.

2) Воспитывать культуру общения, чувств и поведения.

3) Развивать лингвистическое мышление.

4) Ваимооценивать друг друга , научиться работать в группе.

I.Организационный момент.

Good morning children. I hope you are all well today. Today we continue speaking about shops and shoppings. Perhaps we could begin by going over your homework? You were to learn the words on p.125,am I right?

All right, let’s get down to work. Open your exersice-books, and devi de the list into 3 columns.

I know the word I guess I don’t know

The task is: I’ll read the words and you must put “plus” in the right codumn.

Если в 1 колонке - 20-24 - you worked good

- 15-20 - your workis not good

- 10-15 - try to learn the words once again

II. Фонетическая зарядка ( на доске)

- five pence change, please

- rather cheap

- shoes department Read, look up and say

- to sell food

- what size?

- try this hat on.

III. Активизация навыков и общения.

Учащиеся получают карточки с одной частичкой микро-диалога. Ученики должны найти и соединить части диалога, прочитать весь диалог классу.

Выигрывает тот, кто первый нашел.

IV. Постановка проблемы.

На следующем уроке, рeбята, будет проходить конкурс сценариев для постановки пьесы по мотивам рассказов, которые содержатся в учебнике по теме “Shops and shoppings”. Но их очень много, поэтому мы построим работу следующим образом:

Now look at the book. There are a lot of texts here and I advise you to divide into several groups of 4. Now listen to what you’ve gotto do ( I explain you in Russian).

All right Let’s get down to work.

V. Работа в группах. ( Смотри руководство и примеры вопросов и схем)

VI.Рефлексия. Обсуждение оценок.

1) Summarize what you’ve found out.

2) What are your achievments?

3) What was difficult for you?

4) How do you feel youself after the lesson.

VII. Домашнее задание.

For the next lesson make up a scenery of your own using the material you have learned from the lesson.

1) Make up the title.

2) Make up the characters of your dialogus and the dialogue itself.

If there is anything you don’t understand, ask now.

 

назад

На  главную

  Rambler's Top100

Используются технологии uCoz