Школа актива

      Данная форма работы - Школа актива существовала практически с  основания нашей школы. Изначально, это была профильная пионерская учеба. Обучались категории:  председатели советов отрядов, члены совета  дружины, учкомы и т.д.

         Но в 1991 году с распадом пионерской организации   деятельность Школы актива была прекращена.

         Спустя четыре года из-за сложности организации воспитательной деятельности  данная форма была вновь введена в школе и практикуется по сей день.

         Школу актива можно назвать объединением, объединением постоянно-эпизодическим. Как ни парадоксально это звучит, но эта формулировка в полной мере отображает характер данного объединения. Постоянное потому что учеба в нашей Школе проходит планомерно, а эпизодичность - относится к составу, но не потому что он не постоянен, а из-за того, что  на каждой очередной учебе к основному добавляются новые “эпизоды” - участники. Об этом  говорят цифры:  (диаграмма). Если в прошлом 1999-2000 учебном году на Школе актива, проходящей в декабре, число участников составляло    70 человек, феврале - 90 человек, в апреле - 100 человек, а на последней, которая проходила уже в этом учебном году, в октябре, число участников составляло  примерно 150 человек. И это количество только участников , то есть без учета комиссарского отряда.

         Комиссарский отряд  постоянен. Он формировался в момент восстановления Школы актива из числа наиболее активных и ответственных учащихся школы.  Но дной активности для работы комиссара было недостаточно. И поэтому велась индивидуальная, кропотливая работа по формированию организаторских умений и навыков.    В комиссарском отряде четко сформировалась традиция  преемственности, то есть старшие ,более опытные, делятся своими знаниями с новичками.

               Из комиссарского  отряда  уходят лишь выпускники школы, но  хочется отметить то, что в данном составе отряда есть два человека, которые одновременно  являются  студентами 2 курса Кировских вузов, что не мешает им участвовать в Школах актива. И это не единственный случай.

         Одной из тематических основ Школы актива является  календарь работы школы, то есть учеба приурочена к какому-нибудь празднику или ключевому школьному мероприятию ( Новый год, Театральная осень, Юморина и т.д.)

         Но все-таки основной задачей  проведения Школы актива является воспитание организаторских умений и навыков, развитие творческой и  конкурентноспособной личности, то есть личность, которая выйдя в социум, сможет легко держаться  на плаву и ориентироваться в современной жизни общества.

         Деятельность Школы актива делится на три части: первая - основная - учеба вожатского (комиссарского ) состава, вторая - для 5-7 классов и конечный этап - работа с 8-11 классами.

         Учеба для комиссаров начинается с составления плана на год, то есть на первом занятии члены актива проектируют себе программу личностного роста и претворяют ее в жизнь весь год.

         В результате чего происходит заметный рост уровня подготовки к занятиям, а главное  - качество их проведения.

         Приведу пример, если еще полтора года назад мне самой  приходилось участвовать в проведении занятий, а также привлекать и других педагогов, а основная часть комиссаров была лишь пассивными наблюдателями, то уже через полгода  вожатые сами проводили занятия. Конечно, первое время план  занятий составлялся с моей помощью, зато сейчас я уже выступаю в роли пассивного наблюдателя занятий,  которые проводят сами комиссары.

         Система занятий построена таким образом, что на каждом из них отрабатываются некоторые умения и навыки организатора. Такие как:

·     организаторские умения ( формирование грамотной речи);

·     умение планировать работу;

·     умение работать с группой;

·     умение отслеживать результаты работы группы;

·     умение корректировать деятельность свою и группы;

·     умение моделировать досуговые формы;

·     и т.д.

         Вот лишь небольшой перечень  занятий, которые проходят на нашей Школе актива.

- стрела  планирования ( планирование деятельности)

- развитие творческих способностей;

- оформление стенгазеты;

- игры с эстрады;

- новогодние конкурсные программы;

- интеллектуальные игры;

- МФР;

- оригами ( мастерская Деда Мороза);

- практическое моделирование;

- сцендвижение (Азбука телодвижений);

- игротехника;

- и т.д.

 

         Так же в ходе Школ актива часто проходят тренинги с привлечением школьного психолога; деловые игры и ролевые игры.

         Ни одна учеба актива не  остается не проанализированной, то есть в конце работы проходит анализ дня, диагностика. Чаще всего она  проходит как в отряде так и на общем сборе. ( Наглядность)

         В ходе диагностики отслеживаются различные ее аспекты. Это может быть и анализ занятий и самореализация и т.д.

         Хочется сказать еще о том, что очень большую помощь в проведении школьной учебы актива оказывает работа городского  лагеря актива, организованного методистами Дома Детского Творчества. Потому что  практически 100 % комиссарского состава являются не только активными участниками, но и организаторами городской Школы актива.

         Еще нельзя  не отметить существующую взаимосвязь  с областной очно-заочной школой актива  “Лидер”. Это объединение вот уже 10 лет  является методической базой для моей работы и , следовательно, для работы  школьной учебы актива.

         Пять человек из участников сегодняшней Школы актива являются учащимися ООЗШ “Лидер”, а двое из них уже  являются организаторами детского досуга, то есть они получили удостоверение Института Усовершенствования Учителей г.Кирова.

         И в завершении , хочется сказать о том, что за период с 1999 по 2003  учебные годы из участников школы актива 29 человек поступили в педагогические ВУЗы и колледжи, выбрав своей профессией преподавательскую деятельность. Это говорит о том, что ко всем вышеупомянутым целям и задачам школы актива можно смело добавить выход ее на профессиональное самоопределение.

назад

На главную

Используются технологии uCoz