Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

( разработана доцентом А.А.Андреевым)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен

3 – согласен

2 – трудно сказать

1 – не согласен

0 – совершенно не согласен

  1. Я иду утром в школу с радостью.
  2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
  3. В нашем классе хороший классный руководитель.
  4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
  5. У меня есть любимый учитель
  6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
  7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
  8. У меня есть любимые школьные предметы
  9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меняя к самостоятельной жизни.
  10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных данных : показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Социометрия

Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.

Необходимо для проведения. Каждый учащийся должен иметь бланк с таким текстом: “Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Здесь и к следующим трем вопросам укажи фамилию и имя этого человека).
  2. А кого пригласи(а) бы на день рождения в последнюю очередь?
  3. Кому ты доверишь свою тайну?
  4. Кому никогда не доверишь свою тайну?

Спасибо!”

Ход проведения. Исследователь задает поочередно четыре вопроса, которые являются критериями выбора ( два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот учащийся, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии ( антипатии – при отрицательных критериях –вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных учащихся могут повторяться ( об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверит: названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.

На основе полученных результатов составляется матрица. Она состоит по вертикали – из списка фамилий учащихся, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – из номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.

Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Александров П. отдал свой выбор в эксперименте по первому критерию Иванову С., то цифра 1 ставится на пересечении первой строки второго столбца. Второй выбор Александров отдал Петрову Д., поэтому цифра 2 записывается в квадрате первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым ( по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом составляется матрица отрицательных социометрических выборов.

Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле.

С=М/ (н-1),

где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); н – число испытуемых.

Например, социометрический статус Иванова С. будет равен частному от деления : 7: 9 = 0,78

В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп.

Статусная группа

Количество полученных выборов

Звезды

В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

Предпочитаемые

В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

Принятые

 

Непринятые

В полтора раза меньше ,чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

Отвергнутые

Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым

Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:

К = Общее число сделанных положительных выборов

Общее количество испытуемых

Для нашего примера К= 60:10 = 6

В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к 5 группам.

Одним и показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в детской общности. Коэффициент взаимности (КВ) вычисляется по формуле:

КВ = Количество взаимных выборов

Общее число выборов

 

Методика “Социально-психологическая самоаттестация коллектива”

Цель: определить эталонность общности в восприятии ее членов.

Необходимо для проведения. Каждый учащийся должен иметь бланк со следующим текстом:

“Давай поразмышляем о твоем классе. Является ли он дружным, сплоченным коллективом? Это можно выяснить, если ответить на вопрос, сколько ребят твоего класса обладают перечисленными качествами.

Перед каждым выражением стоят буквы. Обведи кружком ту из них, которая означает ответ, соответствующий твоей точке зрения.

Буквы означают:
н - никто
м- меньшинство
п-половина
б-большинство
в-все

НМПБВ

 

Свои слова подтверждают делом

НМПБВ

 

Все вопросы решают сообща

НМПБВ

 

Правильно понимают трудности, стоящие перед классом

НМПБВ

 

Радуются успехам товарищей

НМПБВ

 

Помогают новичкам, ребятам из младших классов

НМПБВ

 

Не ссорятся, когда распределяют обязанности

НМПБВ

 

Знают задачи, стоящие перед классом

НМПБВ

 

Требовательны к себе и другим

НМПБВ

 

Личные интересы подчиняют интересам коллектива

НМПБВ

 

Принципиально оценивают успехи коллектива

НМПБВ

 

Искренне огорчаются при неудаче товарища

НМПБВ

 

К своим ребятам и новичкам из других школ предъявляют одинаковые требования

НМПБВ

 

Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе

НМПБВ

 

Знают итоги работы коллектива

НМПБВ

 

Сознательно подчиняются дисциплине

НМПБВ

 

Не остаются равнодушными , если задеты интересы класса

НМПБВ

 

Одинаково оценивают общие неудачи

НМПБВ

 

Уважают друг друга

НМПБВ

 

Радуются успеху новичков и ребят из других классов

НМПБВ

 

Если надо, принимают на себя обязанности других членов коллектива

НМПБВ

 

Хорошо знают, чем занимаются учащиеся других классов.

НМПБВ

 

По-хозяйски относятся к общественному добру

НМПБВ

 

Поддерживают принятые в классе традиции

НМПБВ

 

Одинаково оценивают справедливость наказаний

НМПБВ

 

Поддерживают друг друга в трудные минуты

НМПБВ

 

Не хвастаются перед ребятами из других школ и классов

НМПБВ

 

Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях

НМПБВ

 

Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга”

На доске изображается шкала возможных ответов

Ход проведения. После тщательного объяснения исследователем задания испытуемые заполняют бланк. Если кто-то из учащихся испытывает затруднения, то исследователь помогает ему ответить на первые два-три вопроса. Важно, чтобы испытуемые ответили на все вопросы, тогда повышается достоверность и облегчается обработка получаемых результатов.

Обработка и интерпретация полученных данных.. для перевода буквенных выражений ответов в баллы используется шкала:

в- 4 балла

б-3 балла

п-2 балла

м-1 балл

н-0 баллов

Затем составляется матрица, куда заносятся ответы в баллах всех участников эксперимента.

Матрица для определения эталонности общности

Фамилия, имя

ответы

Сумма баллов Кол-во ответов
 

1

2

3

4

27

28

   
Итого:                  

Показателем эталонности общности в восприятии е членов (М) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов учащихся на количество ответов учащихся на данный вопросник.

Принято считать, если М составляет не менее 75 : от максимально возможной оценки ( в нашем случае М > 3), то можно констатировать высокий уровень эталонности общности; если же М составляет 50-74 % ( 2<M<3) или менее 50 % ( М<2), то это соответственно свидетельствует о среднем и низком уровне эталонности общности в восприятии ее членов.

 

Методика “Выявление мотивов участия учащихся

в делах классного и общешкольного коллектива”

(модифицированный вариант методики О.В.Лишина)

Цель: определить мотивы участия учащихся в совместной деятельности.

Необходимо для проведения. У каждого учащегося должен быть бланк со следующим текстом:

“Как ты думаешь, сколько твоих одноклассников будут участвовать в делах, перечисленных ниже?

Чтобы правильно выполнить задание, необходимо обвести кружком стоящую перед номером вопроса букву, которая означает ответ, соответствующий твоей личной точке зрения. Ответы могут быть такими:

н - никто

м- меньшинство

п-половина

б-большинство

в-все

Сколько человек придет на классное собрание

НМПБВ

1.

Ради того, чтобы принять участие в обсуждении важных вопросов?

НМПБВ

2.

Чтобы лучше узнать о том, что радует и беспокоит одноклассников

НМПБВ

3.

Потому что собрание будут снимать для телевидения?

НМПБВ

4

Потому что вашему классу поручено оформление зала, где будет проходить общешкольное мероприятие?

НМПБВ

5

Если на собрании будут обсуждаться интересные вопросы?

НМПБВ

6

Если явка строго обязательна и будет проверка?

Сколько человек будут участвовать в трудовом десанте

НМПБВ

7

Ради того, чтобы купить на заработанные деньги игрушки для детского сада?

НМПБВ

8

Чтобы вместе потрудиться и после вместе отдохнуть?

НМПБВ

9

Чтобы поддержать честь своего класса, организующего этот десант?

НМПБВ

10

Ради денег, которые выплатят каждому участнику?

НМПБВ

11

Потому что работа будет интересной?

НМПБВ

12

Если явка строго обязательна и контролируется?

Сколько человек поедет в лагерь труда и отдыха

НМПБВ

13

Чтобы заработать деньги для перечисления их в детский дом?

НМПБВ

14

Чтобы и летом иметь возможность общения с одноклассниками?

НМПБВ

15

Ради денег, которые будут получены за работу каждым учащимся?

НМПБВ

16

Если в лагерь труда и отдыха решили ехать всем классом?

НМПБВ

17

Ради интересной жизни в лагере?

НМПБВ

18

Если поездка в лагерь обязательна?

Сколько человек пойдет в поход

НМПБВ

19

Если его цель – сбор краеведческого материала для музея?

НМПБВ

20

Ради того, чтобы побыть вместе на природе?

НМПБВ

21

Если каждый участник получит памятный значок туриста?

НМПБВ

22

Если поход – часть турслета, который организует ваш коллектив?

НМПБВ

23

Просто потому, что интересно?

НМПБВ

24

Если участие в нем строго обязательно и контролируется?

Сколько человек будут участвовать в подготовке и проведении вечера песни

НМПБВ

25

Потому что вечер запланирован ля ветеранов войны?

НМПБВ

26

Чтобы и после уроков побыть вместе?

НМПБВ

27

Если во время вечера будет устроено чаепитие?

НМПБВ

28

Если коллектив вашего класса приложил много сил для его подготовки?

НМПБВ

29

Потому что программа вечера очень интересна?

НМПБВ

30

Если явка строго обязательна?

Большое спасибо за ответы!

Если нет возможности подготовить для каждого ученика такие бланки, то вопросы можно задавать устно. В этом случае на доске целесообразно перечислить варианты возможных ответов на вопросы:

н - никто

м- меньшинство

п-половина

б-большинство

в-все

Ход проведения. Педагог подробно разъясняет условия выполнения задания, обращая внимание на то, что напротив номера каждого вопроса должна быть обведена одна какая-либо буква. Затем следует привести наглядный пример. Если большинству учеников условия задания понятны, то они приступают к его выполнению. Осальным учащимся следует еще раз объяснить.

Обработка полученных данных. При обработке результатов теста предлагаемый вопросник следует разделить на шесть блоков. Каждый из них состоит из пяти вопросов, направленных на выявление одного из мотивов участия школьников в совместной деятельности. В соответствии с определенными мотивами можно выделить следующие блоки:

А) общественно полезная значимость ( вопросы 1, 7, 13, 19, 25);

Б) личная выгода (3, 10, 15, 21, 27);

В) интерес к общению ( 2, 8,14, 20, 26);

Г) значимость для коллектива ( 4, 9, 16, 22, 28);

Д) интерес к содержанию деятельности ( 5, 11, 17, 23, 29);

Е) обязательность как принуждение ( 6, 12, 18, 24, 30)

Для перевода буквенных выражений ответов в баллы используется шкала:

в- 4 балла

б-3 балла

п-2 балла

м-1 балл

н-0 баллов

В соответствии с выделенными блоками вопросов и шкалой оценок ответов оставляется матрица

Фамилия, имя

МОТИВЫ

 

Общественно полезная значимость

Обязательность как принуждение

  1 17 13 19 25 Сумма 5 12 18 24 30 Сумма
Сумма баллов по каждому блоку                        

Сопоставление полученных сумм баллов по каждому блоку позволяет выявить ведущие мотивы участия школьников.

 назад

На  главную

Используются технологии uCoz