Система диагностики и мониторинга в работе учителя -исследователя

ДИАГНОСТИКА – это процедура , направленная на выявление реального состояния предмета или явления ( с помощью методов исследования)

Требования к диагностике:

  1. валидность ( соответствие)

    Теоретическая –

    Это соответствие результатов одной диагностики результатам другой диагностики

    Эмпирическая –

    Это соответствие результатов диагностики наблюдению

  2. регулярность ( трехкратное повторение, возможно чаще)
  3. комплексность ( системность)

У каждого педагога должен быть пакет диагностик

Диагностика зоны актуального и ближайшего развития.

(моментальная, поурочная, диагностика)

Должны определить зону ближайшего развития ученика. Ученику дается самостоятельная работа базисного уровня на 8-10 минут.

*если он с ней справился, он находится в зоне актуального развития.

Если у него есть затруднения, и он затрудняется – он находится в зоне ближайшего развития.

Правила организации разноуровневой обученности для учителя

  1. Не сравнивать детей друг с другом в отношении успехов в учебе.
  2. Сравнивать успехи самого ребенка с собой.
  3. Поощрять даже незначительные успехи, т.к. успех рождает успех, добро рождает добро, а зло рождает озлобленность.

Каждый ребенок должен учиться только в зоне своего ближайшего развития, а посему учитель должен знать четко свои задачи обучения для каждого уровня развития.

Уровень обучаемости ( способность к учению)

(3 раза в год)

ОБУЧАЕМОСТЬ - это восприимчивость к обучению.

Обучаемость 1 класса определяют 3-4 учителя ( в т.ч. обязателен математик).

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ОБУЧАЕМОСТИ.

а) Учитель выбирает небольшой по объему новый материал на 7-8 минут (делаетя это попредметно)

б) Повторяет все, что нужно для успешного усвоения новой информации.

в) Объясняет.

г) Показывает образец применения.

д) Предлагает самостоятельную работу

Алгоритм задания ученику:

  1. Повторите то, что вы услышали.
  2. Ответьте на вопросы по этому содержанию.
  3. Выполнить задание по образцу
  4. Осуществить перенос этого знания в новую ситуацию.

Алгоритм обработки материала:

1) Когда 3-4 человека выполнят задание, собрать листочки у всех.

  1. Если ученик выполнил все 4 задания - это 3 ( высокий) уровень обучаемости; 3 задания – 2 ( хороший) уровень; 2 задания 1 (удовлетворительный) уровень
  2. Составляется дифферненцированный список учащихся по предмету. Но эти группы подвижны , их состав может изменяться.

Уровень обученности ( результат)

ОБУЧЕННОСТЬ - это реально усвоенный уровень знаний, умений и навыков.

Он ( уровень) определяется тестовыми заданиями ( в них проявляются и педагогические , и психологические особенности личности)

Тесты включают в себя 4 уровня ( 1+2) 1 и 2 уровни - воспроизведения.

1 уровень обученности: - различение.

Он характеризует низшую степень, когда учащийся отличает объект от его аналогов только по ярко выраженным признакам.

2 уровень обученности - запоминание.

Учащийся может пересказать содержание текста, правила, но это не служит доказательством понимания.

3 уровень обученности - понимание.

Он предполагае нахождение существенных признаков и связей явлений, предметов на основе анализа и синтеза.

4 уровень - простейшие умения и навыки.

Показатель высокой степени обученности.

Умения – это закрепленные способы применения знаний в практической деятельности.

Навыки – это умения, доведенные до автоматизма

5 уровень – перенос:

Учащиеся умеют бобщать, применять полученные знания в новой ситуации. Это самый высокий уровень.

“4” и “5” – допустим.

  • Уровень обученности ( положительные оценки)

Результаты уровня обученности

ФИ уч-ся

Различение

запоминание

Понимание

Умения, навыки

Перенос

%

Уровень

1

Иванов

2

2

2

1

0

70

 
                 

Ключ к обработке:

А) полностью – 2 балла

Б) частично – 1 балл

В) отсутствует - 0 баллов

Работа из 5 вопросов на каждый уровень. Вопросы должны быть составлены очень правильно. Баллы в строке должны идти по убыванию.

К = 7 /(5*2)* 100 % = 70

Обучаемость выше обученности – работать с ребенком

Обучаемость = обученности – идеально

Обучаемость ниже обученности – ребенок очень старается

Подходы к диагнозу: если:

К 40 % - критический уровень

К=40-60 % - низкий уровень

К=60-80% - допустимый

К= 80-100 % - оптимальный

/Диагностики “б” и “в” желательно проводить 1 раз в полгода одновременно/

Уровень познавательного интереса

  • любопытство
  • любознательность ( сост.вопроса)
  • ситуативный интерес
  • познавательный интерес ( интерес к определ.области знаний)
  • метод наблюдения
Фи уч-ся

5 класс

6 класс

1 четв 2 четв 3 четв 4 четв 1 четв 2 четв 3 четв 4 четв
1 Иванов

+

             

Ключ к обработке:

К = К (+) * 100 % - уровень

К

( по списку)

К + К + К + К * 100 %

  1. ………

Целесообразно провести встречное анкетирование детей.

(Определение результата, как в диагностике 3 – “Уровень обученности”)

Уровень сформированности ОУУН

В школе нужно разложить по классам и учителям все навыки и составить план-сетку разработки.

В качестве диагностики предлагается задание, направленное на выявление того умения, которое отрабатывается в течение года.

Уровень самостоятельной творческой деятельности

( уровень познавательной самостоятельности)

( Метод независимых экспертов)

Инструкция к диагностике:

Работа проводится на два варианта и в режиме модульной технологии.

  1. прочитай текст – 2 вар.
  2. Составь по тексту три вопроса:

    а) репродуктивный

    б) конструктивный

    в) творческий

    запиши их в своей тетради и ответь на них.

  3. Перепиши вопросы на листочек и передай их соседу.
  4. Ответь на вопросы соседа на листочке и передай его соседу.
  5. Оцени ответ соседа, посавь ему отметку:

1 вопрос – 3

2 вопроса – 4

3 вопроса – 5

Ключ к обработке:

   

Умение составл. воспросы

Умение отвеч.на свои вопросы Умение отвеч. на

вопросы других

     
Фио уч-ся Реп Кон Твр Реп Кон Твр Реп Кон Твр Оценка %  
1 Иванов 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 95 % Оптим.
                           

 назад

На главную

Используются технологии uCoz