Кто боится   ЕГЭ ?

Первый Сибирский форум образования состоялся в Томске. Четыре дня его участники на конференциях, семинарах, круглых столах, экспозиционных площадках выставок-ярмарок, в прямом эфире Гостелерадиокомпании "Томск" профессионально обсуждали модернизацию образования в Сибири. Тем было затронуто множество, но одна неизменно вызывалабурю вопросов, суждений и мнений: единый государственный экзамен.

Еще бы! Этой весной все государственные вузы Томска, кроме медицинского университета, подчиненного Минздраву РФ, будут зачислять на первый курс по результатам  < ЕГЭ > . Так решил Совет ректоров Томска, об участии области в этом эксперименте просил министра образования губернатор В.Кресс. Процесс, как говорится, пошел, но учительству, вузовским преподавателям, школьникам и их родителям далеко не все ясно в его правилах.

В прошлом году мы провели  < ЕГЭ >  по шести предметам в двух находящихся недалеко от Томска сельских районах. По материалам Центра тестирования Минобразования РФ, чьи задания оказались несколько труднее, чем на обычных школьных экзаменах. Результаты схожи с теми, что получены в рамках федерального эксперимента в других регионах. Был даже класс, который провалился по математике полностью.

 < ЕГЭ >  тем и хорош, что позволяет получить объективную оценку учительского труда. Сейчас ведь все в плену иллюзий: родители, ученики, учителя. А отметки в аттестате не соответствуют действительности. Если бы это было по-другому, зачем вступительные испытания в вуз? Устраивайте конкурс аттестатов.

Мы уже пять лет по материалам Центра мониторинга качества образования нашего Института повышения квалификации проводим обследование школ, охватывая примерно четвертую часть всех имеющихся в области. Результаты нашего обследования, результаты  < ЕГЭ >  у нас и на других территориях похожи: примерно 10 процентов двоек. Так, кстати, во всем мире. По-другому только на традиционных выпускных экзаменах в российских школах - там оценки завышены. Вузы школьной оценке не доверяют, отсюда и вступительные экзамены. С этой точки зрения  < ЕГЭ >  необходим: иначе выпускник школы и его родители будут по-прежнему заблуждаться относительно истинного уровня знаний абитуриента.

 < ЕГЭ >  поможет выстроить рейтинг учителей, определить уровень качества преподавания предметов по школам, районам. А значит, выяснив болевые места, можно будет эффективнее исправлять ситуацию. Другое дело, на каком стандарте строить объективную оценку. Пока нам сообщают лишь, сколько баллов набрал выпускник определенного класса, а почему - нет.

Однако и сегодня ясно, что сдававший  < ЕГЭ >  в 2002 году при получении аттестата ничего не проиграет. Положение о  < ЕГЭ >  таково, что если разница между  < ЕГЭ >  и годовой оценкой один балл, то в аттестат выставляется оценка, лучшая для ученика. Если годовая - "З", а  < ЕГЭ >  - "4", то ставится "4". Но, если годовая - "4", а ЕГЗ - "3", то в аттестат - "4". Даже схватив "2", выпускник имеет шанс получить в аттестат "3". А, значит, через год пересдать  < ЕГЭ >  для того, чтобы подать документы в высшее учебное заведение. То есть везде отстаиваются интересы ребенка.

 < ЕГЭ > , я считаю, и при поступлении в вуз для ребенка и его родителей выгоднее: не надо тратиться на дорогу, жить в городе непонятно где, еще раз сдавать экзамены. Достаточно отправить копии документов туда, где, вероятно, конкурс будет по силам, и ждать ответа. Нет возможности быстро пересдать  < ЕГЭ > ? Но и сейчас вступительные экзамены в вуз не пересдают.

Кстати, в 2002 году, если по  < ЕГЭ >  - "2", а в аттестате - "З", можно сдавать вступительные в вузы, не участвующие в эксперименте. Когда же  < ЕГЭ >  сомкнется с ГИФО, это будет исключено. У нас в форме  < ЕГЭ >  сдают математику и химию. Математику как обязательный предмет - все, а химию - те, кто предпочел ее для сдачи по выбору. Будет порядка 10,5 тысячи работ. Проводить  < ЕГЭ >  будут по контрольно-измерительным материалам, представленным Министерством образования РФ. А чьи они будут по химии - Центра тестирования Минобразования РФ или нашего земляка Михаила Минина, - не знаю, да и не столь это важно. Главное, что они будут утверждены Минобразования РФ.

Будем ли свозить всех выпускников в один зал для написания экзамена? Не думаю. Современная техника позволяет устраивать экзамен в классных комнатах, лишь бы дети сидели по одному и хватало наблюдателей, чтобы не списывали и не было подсказок. Наблюдателями будут выступать работники вуза, учителя других школ, но ни в коем случае не те, которые вели уроки. Будут ли на экзаменах сотрудники ФСБ? Там, где дело касается секретности - сбора работ, сканирования, отправки в Москву по электронной почте, -вероятно. Ведь сами работы останутся в Томске, можно будет запросить копию, сравнить... Для организации всего этого Управление образования области и вузы Томска создают областной Центр аттестации качества образования. Подчиняться он будет сначала Координационному совету по  < ЕГЭ > , который возглавляет вице-губернатор В. Зинченко, а дальше - Государственной экзаменационной комиссии области. В ГЭК войдут ректоры, все заведующие района, представители общественности - всего человек 80. А пока люди, которые занимаются организацией эксперимента, в том числе я и мои замы, проехали по всем районам: собирали директоров и завучей школ, работников районного управления народным образованием, заместителей глав администраций, курирующих школу, учителей математики и химии выпускных классов этого года. Объясняли, что такое  < ЕГЭ > , зачем он нужен, как к нему следует готовиться. Показывали образцы контрольно-измерительных материалов, демонстрировали, как дети должны заполнять карточки, разъясняли всю процедуру. Вот-вот начнут действовать курсы для учителей в ИПК и курсы для технических работников в Центре аттестации качества образования.

Кто боится  < ЕГЭ >  и внутренне противится эксперименту? Учителя страшатся, что их труд оценят адекватно - и поставят в российский ряд, из которого могут вытеснить более талантливые. А все разговоры, что "мы не работали с тестами" - либо от упрямства, либо от безграмотности. Ни то, ни другое не красит учителя. И вообще, я считаю, что из уст министра в конце концов должно прозвучать: "Коль государство учит ребенка в школе, то государство и определяет процедуру аттестации его знаний. И независимо от того, хотят родители, учителя или дети, придется подчиниться правилам, установленным государством, ибо оно в ответе за объективность документа".

Но вместо твердой позиции я вижу жесткость в проведении эксперимента. Это меня пугает. Если эксперимент проводится на 16 территориях, то его модели и вариации могут и должны быть разные. Тогда есть смысл сопоставлять результаты, сравнить, какие условия, где и на кого лучше сработали - на вуз, на ученика, на учителя. И, выбрав предпочтительную методику, рекомендовать ее на следующий год другим.

А нам сегодня диктуют: делайте так, не отступая ни влево, ни вправо. Это не эксперимент, это тиражирование одной неотработанной модели. Разница между моделями может быть существенной. Хотя бы вот в чем: если я  < ЕГЭ >  написал на "2", дайте мне право прийти в вуз, куда зачисляют по результатам  < ЕГЭ > , и сдать традиционный экзамен. Опять провалился? Кончен разговор. Сдал прилично? Принимайте по конкурсу, а через семестр, два, четыре сравнивайте со студентами, сдавшими успешно  < ЕГЭ > : кто лучше учится? Почему не оставить право второй попытки детям, которые участвуют в эксперименте по  < ЕГЭ > ? Ее возможность раскрепостит ученика, избавит его от страха провалиться навсегда. Значит, он будет успешнее на  < ЕГЭ > . Вузам Томской области такое запрещают. Почему? Есть академическая свобода университетов, а их загоняют в рамки, не дают сравнить результаты. Но ведь эксперимент чист тогда, когда проводится в реальной обстановке.

Не нравятся мне и попытки министерства быстро увязать  < ЕГЭ >  с ГИФО. На этапе эксперимента об этом и говорить не надо. Мы отрабатываем схему, а не утрясаем количество бесплатных и платных мест в вузах, во всей высшей школе России применительно к бюджету государства. Не стоит смешивать разные задачи. Ответы получатся неправильные. Поспешим - запутаемся. На мой взгляд, в Томской области разумно проводить эксперимент по  < ЕГЭ ]  года три. Первый год по двум предметам в двух районах, второй год - во всех районах, третий - во всех районах по шести-восьми предметам, четвертый год - осмысление и принятие решения о запуске по всей стране.

Леонид ГЛОК, начальник Управления образования

администрации Томской области

"В стране всерьез началась реформа образования. На этот раз - жесткая. Ее ведут без особых эмоций, последовательно и систематически. Несмотря на подспудные протесты, ее проведут в этом нет сомнения. Вопрос в том - по разуму или против разума. Стратегия сохранения прежней системы образования и сопротивления переменам уже не эффективна. Сегодня быть лидером - это быть субъектом реформ, а не тащиться вслед. Я вижу предпосылки лидерского положения томского образования в этой реформе. Собрав силы воедино, вы можете стать соучредителями действа, а не только хорошими исполнителями".

Борис ЭЛЬКОНИН, доктор наук,

РАО, Психологический институт

Газета "Поиск", °12, 22 марта 2002г., стр.5.

 

назад

На  главную

Используются технологии uCoz