ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Управленческая деятельность

директора

муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5

г. Слободского Кировской области

Смолиной Людмилы Дмитриевны

г. Слободской, 2003

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г. Слободского находится в самом центре города. Границы микрорайона соприкасаются с границами основной школы № 1, средней школы № 7, гимназии и лицея № 9. На территории микрорайона школы находятся Дом детского творчества, две библиотеки, спортивная школа, детский парк, школа искусств, художественная школа, два музея.

Основной контингент учащихся дети учителей, медицинских работников, военнослужащих, сотрудников милиции, владельцев коммерческих предприятий.

Для школы стал приемлемым клубный вариант. Школа переполнена: 776 учащихся обучается в 2 смены. На работу в послеурочное время рассчитывать не приходится, поэтому мы вышли на режим 5-дневной рабочей недели с 6-ым развивающим днем.

В образовательном пространстве г. Слободского школа занимает достойное место, заполняя нишу, связанную с воспитанием и развитием учащихся на принципах гуманизации и демократизации.

СИСТЕМА ЦЕЛЕЙ

Цели и приоритетные

направления образования школы

Основная цель школы:

Реализация образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов.

Направления образования:

1. Формирование общей культуры обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ.

  1. Достижение обучающимися соответствующего образовательного уровня.
  2. Адаптация учащихся к жизни в обществе.

4. Воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье.

5. Создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ выпускниками школы.

6. Поощрение любознательности, развитие мыслительных и творческих способностей, расширение духовного горизонта личности.

7. Помощь в осуществлении личностной ориентации и самоопределении ребенка.

Конкретные задачи

на определенном этапе деятельности

Система методической работы:

Методическая тема школы:

Формирование у учащихся умений самостоятельного учения как способ повышения качества образования в процессе развития воспитательной системы школы.

Цель: Предоставить учителям школы возможность выбора технологии обучения обеспечивающие успешность формирования у каждого ученика умений самостоятельно учиться.

Задачи: 1) Помочь осознать каждому учителю сущность самостоятельного учения школьников.

2) Вооружить учителей приемами обучения каждого ученика навыкам самообразования и самоконтроля.

3) Обучить всех участников образовательного процесса умениям планировать свою деятельность по заданному направлению.

Система диагностики, контроля и коррекции:

Цель: Оказывать помощь и поддержку участникам образовательного процесса посредством диагностирования, контроля и коррекции.

Задачи:

1) Овладеть приемами самоконтроля, самоанализа и самокоррекции.

2) Оценить состояние деятельности учителей и учащихся в процессе учебно-воспитательной работы.

Система работы органов школьного соуправления:

Цель: Создать условия для демократизации и гуманизации школы как воспитательной системы.

Задачи:

1) Передать часть управленческих функций коллективу учащихся и его выборным органам.

2) Обеспечить действенную работу органов школьного соуправления, определив систему взаимоотношений между ними.

3) Организовать совместную работу администрации, общественных организаций и ученического самоуправления на началах сотрудничества.

Система воспитательной работы:

Цель: Развить личность ребенка в процессе создания воспитательной системы.

Задачи:

1) Создать подлинно демократические возможности для участия всех людей, занятых в образовательном процессе, в подготовке, принятии и реализации управленческих решений.

2) Внести изменения в содержание и формы работы со школьниками, опираясь на прошлые традиции с учетом требований современной жизни.

3) Создать условия для гуманистического формирования личности в процессе ее самореализации, самовоспитания и ее саморазвития участников образовательного процесса.

Система работы библиотеки:

Задачи:

  1. Обеспечение информационно-документальной поддержки учебно-воспитательного процесса и самообразования учащихся и педагогов.

2) Совершенствовать все формы индивидуальной и массовой работы, основанной на личностно-ориентированном подходе к ребенку.

3) Ведение справочно-библиографического аппарата. Продолжить пополнение и редактирование алфавитного, систематического каталогов и картотек.

Основные требования к личности выпускника

  1. Это человек, призванный решать личные , социальные и производственные проблемы с позиции глобального мышления, ощущая себя гражданином Мира.
  2. Это россиянин, законопослушный гражданин своего Отечества, т.е. человек, ощущающий и переживающий ответственность за состояние того общества, в котором он живет.
  3. Это гражданин маленькой родины - Вятского края, города Слободского, той земли и традиции, в которых он родился и растет.
  4. Это ученик средней школы № 5, следовательно, он гражданин ее, он признает Устав и стиль жизни этой школы.
  5. Это член своего класса, детского и молодежного сообщества, способный к саморазвитию.
  6. Это семьянин, носитель и продолжатель семейных ценностей, человек, готовящийся стать матерью и отцом.
  7. Это неповторимая индивидуальность, которая живет в своем мире, реализует себя в тех социальны ролях, которые ей доступны.

Модель средней школы № 5

  1. Школа воспитывает ЧЕЛОВЕКА.
  2. Школа, в наше тяжелое неустроенное время – это место, где царят Справедливость, Добро, Радость, Милосердие, Добросердечие и другие общечеловеческие ценности.
  3. Школа – это то место, где все понимают ценность умения получать знания для каждого отдельного человека и для общества в целом.
  4. Школа – сообщество людей, среди которых все должно быть пронизано гуманизмом.
  5. Школа – дом , где властвует свободный труд свободного человека.

 

Статус учителя средней школы № 5

1. Учитель средней школы № 5 признает, что главная фигура в школе – ученик.

2. Учитель средней школы № 5 имеет высокий профессиональный уровень:

  • в совершенстве знает свой предмет;
  • овладевает новым педагогическими мышлением;
  • владеет методикой преподавания предмета;
  • овладевает знаниями прикладной психологии;
  • опирается в своей деятельности на педагогику сотрудничества;
  • постоянно совершенствует и изучает особенности педагогического общения.

3. Учитель средней школы № 5 всю свою деятельность пронизывает гуманизмом, стремлением на его основе сформулировать высоконравственную личность:

  1. Учитель средней школы № 5 пользуется следующими правилами:
  • сначала полюби, а потом обучи;
  • правильный стиль общения – это ключ к уму и сердцу ребенка;
  • чем жестче меры, тем хуже результат ;
  • если хочешь, чтоб понимали тебя, научись понимать других;
  • относись к ученику, как к высшей ценности;
  • не делай ученику того, чего не хочешь , чтоб он сделал тебе.

СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ.

Учебный план начальных классов школы составлен на основе примерного учебного плана общеобразовательных учреждений Кировской области. С учетом Устава школы и Концепции развития школы в плане предоставлены возможности для развития способностей и потребностей учащихся, что создает благоприятные условия для прогнозирования и обеспечения развития и саморазвития личности школьника.

Инвариантная часть плана обеспечивает общеобразовательный стандарт начальной школы. Вариативная часть обеспечивает расширенное изучение отдельных предметов, индивидуальный характер развития школьников в соответствии с их склонностями и интересами, задачами школы. В этой области школьный компонент представлен предметами: русский язык во 2-3 классах, речь и культура общения во 2 классах, математики во 2-3 классах.

Факультативные и индивидуальные занятия дают возможность углубить знания учащихся, позволяют организовать дифференцированный и индивидуальный подход в обучении. Содержание курса ОБЖ в 1-3 классах соответствует пояснительной записке примерному учебному плану Кировской области.

Технология представлена как трудовое обучение в 1-3 классах.

В начальной школе обучение ведется по традиционной системе и дидактической системе Л.В. Занкова в 1-а классе. Учебный план рассчитан на

5-дневную учебную неделю с шестым развивающим днем. Все учебные курсы имеют программно-методическое обеспечение. В ближайшие три года изменение учебного плана не предусматривается.

Образовательная область физическая культура на основании приказа Министерства образования Российской Федерации № 2715/227/166/19 от 16.07.2002 года “О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации” представлена во 2-3 классах в количестве 3 часов в неделю: 2 часа физической культуры и 1 час ритмики.

В основной общей и средней общей современной общеобразовательной школе цели могут быть успешно достигнуты при создании в ней благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, раскрытия и реализации ее способностей, условий для саморазвития личности каждого школьника.

Преобладание учебной деятельности по освоению наук по сравнению с тем местом, которое отводится физическому труду, спорту, разнообразным видам искусства сглаживается содержанием развивающей части учебного плана. В 9-А и 11-А классах с углубленным изучением математики снят 1 час экономики (школьный компонент).

Перераспределение времени на обучение и воспитание в течение учебной недели, введение шестого развивающего дня, сокращение продолжительности уроков до 40 минут помогают разрешить вышеназванные противоречия.

Все более существенную роль играют факультативные и внеурочные занятия, самообразовательная работа школьников. Учебный план созданный под 5-дневную учебную неделю с шестым развивающим днем представлен широким набором факультативов по выбору, причем эстетический цикл представлен наравне с учебными предметами.

Шестой развивающий день позволяет организовать время не только для саморазвития личности школьников, но и для саморазвития личности педагогов, а также для привлечения родителей к делам школы наравне с другими участниками образовательного процесса. Педагогически целесообразный и четко организованный учебный процесс в условиях данного режима позволяет снизить перегрузку учащихся и учителей, учитывать их запросы и способности, что дает возможность прогнозировать и реально обеспечивать развитие и саморазвитие личности.

Инвариантная часть полностью соответствует примерному учебному плану общеобразовательных учреждений Кировской области и предметы ведутся по государственным программам. В учебный план 9-А, 11-А классов включено углубленное изучение математики по программе Министерства образования РФ. Кроме того, на основании Положения об общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов в Кировской области, утвержденного Постановлением Губернатора Кировской области от 24.07.2000 года № 297 в этих классах произведено деление на три подгруппы при изучении иностранных языков, а также в добавление к общему количеству часов учебного плана предусматриваются ассигнования из расчета 50 часов в год на 1 класс с углубленным изучением предметов.

Уроки математики в этих классах ведет учитель математики первой категории Перминова В.Н.

Русский язык ведется по программе Ладыженской и Бабайцевой.

Вариативная часть представлена региональным и школьным компонентом. Региональный компонент представлен предметами экономикой и краеведением по программам, разработанным Кировским ИУУ.

Развивающая часть учебного плана предполагает свободный выбор учащимися предметов по 24 наименованиям факультативов.

Все курсы учебного плана обеспечены программно-методическими материалами.

В связи с ведением углубленного курса математики в 9-А и 11-А классах учебные планы этих классов в ближайшие годы будут претерпевать изменения, предполагающие углубленное изучение физики и информатики.

Образовательная область физическая культура представлена 2 предметами: физической культурой и основами безопасности жизнедеятельности. На основании приказа Министерства образования Российской Федерации № 2715/227/166/19 от 16.07.2002 года “ О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ” в 5-8 классах введен третий час физкультуры в неделю, как общефизическая подготовка, в 9-11 классах третий час предложен в виде спортивных кружков, секций и клубов по выбору учащихся. На основании Положения о подготовке граждан РФ к военной службе, утвержденного

Постановлением Правительства РФ от 31.12.99 г. № 1441 курс основы безопасности жизнедеятельности в 11 классе предполагает деление в связи с изучением юношами первоначального курса молодого бойца, а девушками – начальной санитарной подготовки.

Создание условий (ресурсов) для достижения намеченных целей.

 

В школе учатся 776 учеников, 28 классов-комплектов. Школа делится на 3 ступени:

1 ступень – школа развития (3 класса – 60 человек), начальная школа ( 9 классов- 224 чел.)

2 ступень – основная школа ( 15 классов – 450 человек)

3 ступень – средняя школа ( 4 класса – 113 человек)

В школе работают 54 педагогических сотрудника и 16 человек обслуживающего персонала. Из 54 педагогов по итогам аттестации высшая категория присвоена 4 учителям, 1 категория – 18 учителям, II категория – 16 учителям. Звание “Отличник народного просвещения” имеют 8 учителей.

По штатному расписанию администрация школы состоит из директора, заместителя директора по учебной работе, заместителя директора по начальным классам, заместителя директора по воспитательной работе, заместителя директора по административно-хозяйственной работе, двух вожатых, педагога-организатора, психолога, заведующего библиотекой, социального педагога.

В администрации царит полное взаимопонимание, взаимозаменяемость, четкое представление целей и задач, над которыми работает школа. Идет постоянный анализ каждого дела, дня, недели, месяца, четверти, полугодия, года. Поэтому хорошо видим проблемы, над которыми должны работать. Эти проблемы и пути их решения представлены в концептуальной части образовательной программы школы.

Уровень здоровья и здорового образа жизни.

Цель: Создать условия для обеспечения перевода уровня здоровья с критического на допустимый.

Принципы: Стремление дать научную оценку современным оздоровительным теориям и системам, заботы о своем здоровье.

Задачи: 1. Выявить уровень здоровья учащихся школы.

2. Обучать учащихся здоровому образу жизни.

Содержание: Медицинское обслуживание, физкультурно-оздоровительные мероприятия и туризм, режим деятельности школы, пропаганда здорового образа жизни.

Ожидаемый конечный результат: образ выпускника.

Обновление управления

Цель: Создать условия для демократизации и гуманизации школы как воспитательной системы.

Принципы управления: демократичность, открытость, приоритет общечеловеческих ценностей, охрана жизни и здоровья человека, свободное развитие личности.

Задачи: 1. Создать подлинно демократические возможности для участия всех людей, занятых в педагогическом процессе, в подготовке, принятии и реализации управленческих решений.

2. Структурировать систему управления школой.

3. Повысить уровень профессионального мастерства и квалификации руководящих кадров.

 

Городское управление образованием

Городской методический центр Совет директоров

Средняя общеобразовательная школа № 5

Большой совет школы ( 19 человек) Конференция

школы

Педагогический совет

Методический совет

Родительский совет

Совет мудрейших

Директор

Зам. по мет. работе

Председатель

Председатель

 

Обновление содержания образования

и организации образовательного процесса.

Цель: Создать условия, способствующие возникновению целостного образовательного процесса, удовлетворяющего интерес, способности и склонности каждой личности.

Принципы: Гуманизация и гуманитаризация, стандартизация и стратификация образования.

Школа развития

Задачи: 1. Изучить особенности каждого ребенка, определить зону его ближайшего и актуального развития.

2. Помочь родителям откорректировать недостатки и проблемы в психическом, нравственном и физическом развитии ребенка.

Содержание: программа школы развития

Формы организации учебного процесса: школа работает один раз в неделю, по субботам 4 урока по 30 мнут и перемены по 10 минут. Учебный план рассчитан на 120 годовых часов плюс индивидуальные консультации и занятия с учителем и психологом.

Ожидаемый результат: Ребенок, закончивший школу развития:

  • прошел период адаптации, постепенно и спокойно перешел в число учащихся;
  • имеет допустимый уровень знаний;
  • имеет готовность к обучению.

1 ступень – начальная ( четырехлетняя ) школа

Задачи:

  1. Представить детям возможность получить базовое и дополнительное образование.
  2. Выявить , как можно раньше, способности и возможности .
  3. Начать вырабатывать навыки самообразования.

Содержание: Базисный учебный план, откорректированный с учетом 5-дневной рабочей недели и включения предметов дополнительного образования:

 

Речь и культура общения

3 классы

 

Этическая грамматика

1-4 классы

 

Иностранный язык

1-4 классы

 

Ритмика

1-4 классы

 

Вокал

1-4 классы

 

Историческое чтение

1-4 классы

 

Ознакомление с окружающим миром

1-4 классы

 

ИЗО и художественный труд

1-4 классы

 

Лепка

1-4 классы

10

Психологическое развитие

2 классы

11

Хореография

1-4 класс

 

Формы организации учебного процесса: 5-дневная учебная неделя; урок (40 минут), двухсменная работа.

Ожидаемый результат: ребенок, закончивший начальную школу:

  • имеет допустимый уровень здоровья;
  • имеет сформированную готовность к продолжению обучения;
  • обладает навыками учебной деятельности;
  • обладает качествами личности, необходимыми для дальнейшего образования;
  • имеет оптимальный уровень базового образования, соответствующий стандартам по начальному образованию.

 

2 ступень – основная общая школа

Задачи:

  1. Предоставить детям возможность получить базовое и дополнительное образование, предпрофильную подготовку
  2. Дать возможность для личностной ориентации с целью определения путей дальнейшего образования.
  3. Продолжение работы по выработке навыков самообразования.

Содержание образования: базисный учебный план откорректированный с учетом 5-и дневной рабочей недели и включения предметов дополнительного образования, а также кружков и факультативов шестого развивающего дня:

 

Речь и культура общения

5 классы

 

Введение в химию

7 классы

 

Введение в информатику

7-9 классы

 

Иностранный язык

9 классы

 

Труд и профориентация

8 классы

 

Правоведение

9 классы

 

Теория и практика сочинений разных жанров

9 классы

 

Элементарная математика, теория и практика решения задач

7-8 классы

 

Теория и практика решения задач по физике

9 классы

 

Основы экономических знаний

9 классы

 

Вокальный ансамбль

5-6 классы

 

Художественный труд для мальчиков

5-6 классы

 

Дополнительные главы математики

9 классы

 

Основы безопасности жизнедеятельности

9 классы

 

Некоторые вопросы общей биологии

6 классы

16

Шашки

5-6 классы

17

Туризм

5-9 классы

18

Баскетбол

6-9 классы

19

ОФП

5-9 классы

 

 

Формы организации учебного процесса:

Классно-урочная, модульная, разноуровневая, групповая, индивидуальная работа.

Ожидаемый результат: Выпускник основной общей школы:

  • имеет допустимый уровень здоровья;
  • имеет оптимальный уровень базового образования, позволяющий ему правильно сориентироваться в выборе путей дальнейшего образования;
  • имеет качества личности, необходимые для дальнейшего саморазвития, для реализации себя в тех социальных ролях, которые ему доступны.

3 ступень – средняя школа

Задачи:

  1. Предоставить учащимся возможность получать образование, соответствующее государственному стандарту.
  2. Создать условия для закрепления навыков социальной ориентации с учетом условий окружающей среды, деятельности.

Содержание образования: базисный учебный план, откорректированный с учетом 5-и дневной рабочей недели и включения предметов дополнительного образования:

1

Практическая стилистика

10 классы

2

Теория и практика сочинений разных жанров

11 классы

3

Иностранный язык

10 классы

4

Избранные вопросы математики

10-11 классы

5

Информатика

10-11 классы

6

История Отечества

11 классы

7

Некоторые вопросы общей биологии

10-11 классы

8

Решение задач повышенной трудности по физике

10-11 классы

9

Избранные вопросы органической химии

10 классы

10

Теория и практика решения задач по химии для поступающих в ВУЗы

11 классы

11

Баскетбол

10-11 классы

12

ОФП

10-11 классы

13

Туризм

10-11 классы

Формы организации учебно-воспитательного процесса:

Классно-урочная, модульная, разноуровневая, групповая, индивидуальная работа.

Ожидаемый результат: Выпускник средней школы:

  • имеет допустимый уровень здоровья;
  • имеет оптимальный уровень базового образования;
  • готов к продолжению образования и работе в рыночных условиях;
  • имеет качества личности, необходимые для дальнейшего саморазвития , а также для жизни в семье и обществе.

Обновление воспитательной деятельности.

Цели: Создать условия для гармоничного развития личности в условиях целостного образовательного процесса ( при 5-и дневной учебной неделе с шестым развивающим днем).

Принципы: Свободный выбор и альтернатива, гуманизация и гуманитаризация с учетом общечеловеческих ценностей мировой культуры, национальных и местных компонентов.

Задачи:

  1. Построить образовательный процесс так, чтобы уйти от вала мероприятий к их рациональной организации.
  2. Разработать четкий функционал каждого структурного подразделения системы соуправления и самоуправления.
  3. Овладеть методикой сотрудничества через систему коллективных творческих дел.

Содержание воспитания: годовой план работы школы.

Формы организации воспитательного процесса: список форм воспитательной работы.

Ожидаемый результат: модель выпускника, образ школы.

 

Готовность к продолжению образования и труду в рыночных условиях.

Цель: Создать условия для общеобразовательной, профильной и профессиональной подготовки учащихся.

Принципы: самосознание, самоопределение, самовыражение, самоутверждение, самореализация, саморегуляция.

Задачи:

  1. Создать условия для выбора профиля, будущей профессии.
  2. Совершенствовать работу по профориентации и социальной ориентации учащихся.
  3. Повысить уровень экономического образования учащихся.

Ожидаемый конечный результат: 100 % выпускников 9,11-х классов устраиваются после школы.

Подготовка школьников к жизни в семье и обществе.

Цель: создать условия для развития адаптационных навыков школьников для жизни в новой социокультурной среде.

Принципы: сотрудничество учащихся, родителей, организация стимулирование разнообразной деятельности, взаимодействие с семьей.

Задачи:

  1. Включать родителей в жизнь школы, прививая им сознание, что они являются полноправными членами школьного сообщества.
  2. Обеспечить условия для просвещения учащихся и родителей по вопросам: санитарно-гигиеническим, этическим, правовым, нравственным и т.д.
  3. Работать с неблагополучными семьями и трудными учащимися по предупреждению и профилактике правонарушений и преступлений.

Содержание: годовой план работы.

Формы организации : сотрудничество родителей и детей, дни открытых дверей, родительские собрания, круглые столы, индивидуальные и групповые беседы.

Ожидаемый результат: к окончанию школы у выпускника сформированы следующие социальные потребности:

  • потребность в человеческих связях;
  • потребность в самоутверждении;
  • потребность в привязанности к кому-либо, к чему-либо;
  • потребность в самосознании;

 

Формирование образовательного пространства школы с учетом потребностей каждой личности, населения

Цель: Создать условия для формирования у учащихся и учителей новых качеств личности, необходимых для выживания в новых условиях.

Принципы: альтернативность, стратификация, реализация государственных стандартов системы образования, создание системы общечеловеческих ценностей, саморазвитие личности.

Задачи:

  1. Изучить потребности в образовательных услугах учащихся, родителей и населения микрорайона.
  2. Определить размер элитных и коррекционных услуг и механизм их оплаты.
  3. Отработать связи с учреждениями дополнительного образования и детскими садами.

Ожидаемый конечный результат: выявление запросов учащихся и населения.

Модернизация материально-технической базы

и финансовой деятельности школы.

Цель: Создать условия для обеспечения оптимальных условий развития школы в рыночных условиях.

Задачи:

  1. Привлечь внебюджетные средства к финансированию общеобразовательного процесса.
  2. Расширить возможности Совета и администрации школы в стимулировании учителей и учащихся за высокие результаты труда.
  3. Отработать механизмы социальной защиты учителей и учащихся.
  4. Расширить воспитательные возможности школы за счет привлечения дополнительных финансовых средств.

Этапы: 1. Получить нормативное финансирование с учетом индексации на 1 уч-ся и 1 учителя.

  1. Открыть лицевой счет школы в банке.
  2. Разработать и утвердить нормативы по развитию и предоставлению дополнительных услуг.
  3. Привлечь спонсоров к финансированию школы.

Ожидаемый результат: Раскрепощенная в финансовом отношении школа обеспечит новый уровень организации учебно-воспитательного процесса, который позволит улучшить здоровье детей, уровень их воспитанности, готовности к жизни в обществе, семье, к продолжению образования и труду в рыночных условиях.

 

Совершенствование работы с кадрами

Цель: Создать условия для стройной системы методической и самообразовательной учебы педагогических работников школы.

Принципы: консолидация, сплочение коллектива, выработка единого педагогического кредо, общих ценностей, традиций, ритуалов, стимулирование коллективного педагогического творчества.

Задачи:

  1. Обогащать знания учителя, развивать его мировоззрение, ценностные ориентации.
  2. Развивать мотивы творческой профессиональной деятельности.
  3. Совершенствовать профессиональные навыки педагогического мастерства.
  4. Формировать готовность к профессиональному самообразованию.

Содержание: 1. Изучение ведущих дидактических идей:

  • Гальперин “Поэтапное формирование умственных действий”.
  • Занков, Эльконин, Давыдов “Развивающее обучение”
  • Давыдов “Содержательное общение”
  • Махудов, Лейнер, Матюшкин “Проблемное обучение”
  • Щукина “развитие познавательных интересов”
  • Ильина “Программированное обучение”
  • Бабанский “Оптимизация обучения”
  1. Изучение и совершенствование методик через работу методических объединений
  2. Изучение практической психологии
  3. Изучение возможности компьютерного обучения каждого предмета.
  4. Расширение культурного кругозора, развитие интеллекта.

Формы организации методической работы школы

Работа над методической темой, психолого-педагогические семинары, теоретические и научно-практические конференции, педагогические чтения, читательские и зрительные конференции, предметные МО, творческие группы, школа педагогического опыта, методические выставки, бюллетени, наставничество, деловые игры, анализ педагогических ситуаций, открытые уроки и внеклассные мероприятия.

Ожидаемый результат: см. статус учителя.

 

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.

Описание системы аналитических и диагностических методик, используемых при определении результатов образовательной деятельности, организация образовательного мониторинга.

В школе существуют 4 этапа управления учебным процессом:

  1. Принятие решений и выдвижение задач.
  2. Доведение их до исполнителей.
  3. Непрерывная поддержка и обеспечение всех звеньев управляемой системы.
  4. Разумный контроль за исполнением принятых решений и внесение с учетом информации корректив для достижения соответствующего результата.

Учебный процесс мы понимаем как организацию активного познания, в которой ученик должен становиться субъектом деятельности, поэтому мы стремимся к тому, чтобы было взаимодействие: администрация - учитель - ученик.

А для этого необходимо:

  1. Подготавливать и накапливать информацию об учебном процессе
  2. Доводить информацию до исполнителя.
  3. Добиваться усвоения информации исполнителем
  4. Добиваться использования информации в деятельности исполнителя
  5. Организовывать обратный поток информации, включая сведения о результатах.

Помним золотое правило дидактики - контроль начинается с анализа.

Анализ идет на разных уровнях:

  • административное совещание;
  • еженедельная планерка с учителями;
  • совещание при директоре;
  • индивидуальный анализ;
  • анализ деятельности учащихся через анкетирование;
  • педсовет.

По итогам анализа выдвигается цель, ставятся конкретные задачи.

Виды контроля:

  1. Фронтальный контроль.

а) планирование

б) выполнение программ и стандартов

в) методический уровень преподавания

г) уровень знаний, умений, навыков, воспитанности

д) внеклассная работа по предмету

е) самообразование.

Эта проверка проводится в течение 3-4 недель с привлечением специалистов, подробная справка рассматривается на педсовете или аттестационной комиссии.

2. Срезовые контрольные работы по линии администрации

а) письменные

б) тестовые по всем предметам

в) устные

Работа обязательно проводится учителем в присутствии ассистента. Проверяется учителем и заполняется листок информации о результатах проверки уровня знаний, умений и навыков. Прикладывается текст.

Обсуждается индивидуально с учителем или на заседании методического объединения.

3. Общественный смотр знаний.

Проводится в классе с приглашением родителей, администрации, старшеклассников.

Заполняется ведомость . Сразу подводятся итоги.

Обсуждается на заседании методическом объединении, классном часе, родительском собрании.

4. День контроля.

Проводится администрацией с приглашением учителей начальных классов.

В этот день:

  • посещаются уроки ;
  • наблюдается выполнение режимных моментов;
  • общая организованность класса;
  • соблюдение учителями единых требований к учащимся;
  • роль классного руководителя в организации жизни класса;
  • ведение тетрадей, дневников.

Итоги дня обсуждаются:

  • с классным руководителем;
  • на малом педсовете;
  • с учащимися ( классный час);
  • с родителями ( родительское собрание).

Традиционно: 5-е классы, 1-е, 3-е, 9-е, 10-е, 11-е и предупреждающий контроль по мере необходимости.

 

5. День открытых дверей в классе.

Приглашаются родители, учителя, администрация.

- посещаются уроки, внеклассные мероприятия;

- проводится родительское собрание.

Это своего рода праздник, итог какого-то периода, этапа работы.

6. Неделя открытых дверей в 3, 4-х классах

Проводится как подведение итогов работы в начальной школе.

Приглашаются родители, учителя-предметники, администрация.

- посещаются уроки;

- проводятся срезовые контрольные работы;

- проводится тестирование и анкетирование.

Итогом недели является последний день:

- представляются будущие классные руководители, учителя-предметники;

- учителя-предметники проводят уроки ( происходит презентация учителя и предмета);

- родительское собрание , на котором подводятся итоги недели;

7. Весенняя зачетная неделя.

Третья неделя мая. Ребята учатся по отдельному расписанию экзаменов, зачетов, консультаций.. Отдельное расписание консультаций и зачетов.

Формы контроля:

- письменные работы

- устные зачеты

экзамены

собеседования

групповая работа

- рефераты защищаются

- конференции проводятся

Все классы - со 2 по 10 ( исключение 1-е, 9-е, 11-е). Итоги в форме ведомости доводятся до детей и родителей .

Набор предметов и форма проведения утверждается на педсовете.

8. Олимпиады.

9. Открытые уроки

10.Выпускные экзамены.

Направления диагностики, проводимой в школе

  1. Диагностика готовности школьников к самостоятельной познавательной деятельности.
  2. Диагностика зоны актуального и ближайшего развития ( моментальная поурочная).
  3. Диагностика уровня обучаемости ( способность к учебе).
  4. Уровень обученности .
  5. Уровень познавательного интереса.
  6. Уровень сформированности ОУУН.
  7. Уровень самостоятельной творческой деятельности (уровень познавательной самостоятельности)
  8. Уровень комфортности.
  9. Уровень воспитанности ( 1-4; 5-9; 10-11 классы)
  10. Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
  11. Социально-психологическая самоаттестация коллектива.
  12. Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива.

ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА

Школа поэтапно реализует идею создания воспитательной системы.

1992 год – создание воспитательной системы по проблеме “Воспитание и обучение личности в условиях работы школы в режиме пятидневной учебной недели с шестым развивающим днем”.

1994 год – продолжение работы над созданием воспитательной системы, отработка проблемы “Соуправление в школе – высшая форма деятельности”.

1995 год – создание концепции школы в процессе развития воспитательной системы.

1998 год – изучение эффективности воспитательной системы школы.

2000 год – работа по проблеме “ Формирование у учащихся умений самостоятельного учения в процессе развития воспитательной системы школы”.

2002 год - работа по проблеме “Формирование у учащихся умений самостоятельного учения как способ повышения качества образования в процессе развития воспитательной системы школы”.

Известно, что воспитательная система как инновация, имеет определенные этапы своего развития:

  1. возникновение;
  2. интенсивность;
  3. стабилизация;
  4. эффективность;
  5. утрата эффективности

Воспитательная система нашей школы выходит на третий этап своего развития, поэтому очень актуальным является вопрос об управлении ею. Мы понимаем, что современное управление – это не столько процесс, идущий сверху вниз, сколько целенаправленное взаимодействие сторон, каждая из которых, выступает в роли субъекта управления. Значит, управление системой гуманистического типа носит диалоговый характер и главной управленческой проблемой становится не исполнительская дисциплина, а отношения участников управления.

Важнейшей задачей руководителя становится привлечение к общественной управленческой деятельности возможно большего числа людей ( взрослых и детей), стимулирование максимальной самомотивации, самоконтроля.

Мы стараемся, чтобы людей вели в дело не приказ, не страх, а яркая человеческая индивидуальность, способная проявить инициативу, взять на себя ответственность, показать образцы деятельности.

Воспитательная ситуация в наше время часто меняется, поэтому приходится осуществлять гибкое управление, то есть, чаще приходится с планов переключаться на людей, их реализующих, на формирование творческой атмосферы. Дело не в том, какие формы воспитания чаще использует педагог – индивидуальные, групповые, коллективные или массовые , а в том как это скажется на развитии личности.

Мы все чаще стали использовать “воспитание крупными дозами”, так как из всех многообразных функций системы чаще всего срабатывает интегрирующая, то есть, соединяющая людей по интересам, деятельности, ориентирам. Мы используем систему школьных ключевых дел на год. Это предполагает участие всех участников образовательного процесса в выборе, разработке, проведении и анализе главных дел года, причем набор ключевых дел систематически обновляется. На фоне таких традиционных неизменных дел, как День знаний, День учителя, Театральная осень, Новый год, 8 марта, Последний звонок, выпускной вечер, месячник оборонно-массовой работы, Вахта памяти и т.д., появляются, рождаются жизнью, творчеством, новые ключевые дела. Примером может служить Декада знаний. Решили придумать новую форму этого дела. Это вылилось в следующее: День знаний для учащихся – 25 января , Татьянин день, - день школяра; День знаний для учителей – методический день: выставка передового педагогического опыта, творческие отчеты, обмен опытом работы; День знаний для родителей – приглашение специалистов, связанных с проблемами здоровья, воспитания, развития, обучения детей. Такой крупноблочный подход к построению воспитывающей деятельности позволяет включить большое количество людей в индивидуальные творческие программы ,а затем подготовить общее выступление, как результат общего дела.

Школьная воспитательная система создает особую ситуацию развития школьного класса. Полноценным компонентом этой системы класс будет при наличии 3 признаков:

    1. цели, реализуемые в классе, его деятельность, характер отношений, должны гармонично сочетаться с общепринятыми характеристиками системы;
    2. класс должен быть первичным коллективом в структуре школьного коллектива;
    3. класс должен сохранить свою индивидуальность.

Школьная воспитательная система обретает устойчивость и стабильность, если каждый класс становится ее компонентом. Система строится таким образом, чтобы каждый класс мог участвовать в жизни общешкольного коллектива. Причем , классам предлагается определенный набор видов деятельности, но не диктуется их содержание и форма организации.

Понятно, что все классы не могут быть равномерны в своем развитии. В школе есть классы, в которых взаимоотношения отстают в своем развитии от их уровня в коллективе школы. Включенность класса в воспитательную систему школы во многом зависит от классного руководителя, его личности, неповторимости и того, как осознал и воспринял концепцию развития школы.

Включенность класса в воспитательную систему школы особенно сказывается на установлении и развитии внешних связей класса, на освоении внешней и внутренней среды школы. Внутренние связи подразумевают взаимодействие с другими классами ( младшие – старшие, параллельные), кружками, секциями, клубами, советами ( клуб общения старшеклассников – клуб общения в классе). Внешние связи предполагают: связь с учреждениями дополнительного образования ( 6-б – Детский парк, 8-в - станция юных туристов, 6-в – станция юных техников); связь с библиотеками ( начальные классы), связь с музеями.. таким образом, расширяется объем деятельности класса, поле взаимоотношений, обогащается жизнь детей.

По мере развития воспитательной системы все большее значение придается выращиванию индивидуального облика каждого класса, что позволяет системе получать дополнительные источники своего развития. Появляются классы, которые в своем развитии обгоняют школьную систему. Классы-лидеры создают образцы, ориентиры поведения , деятельности, отношений.

Лицо школы определяют старшеклассники. Именно их деятельность и характер отношений создают ориентиры для остальных классов. Управление старшеклассниками направлено на то, чтобы превратить их в активных помощников педагогов, организаторов внеурочной деятельности. Мы считаем, что старшеклассник, как субъект управления - это в первую очередь личность, реально освоившая опыт детства и способная к передаче этого опыта младшим школьникам, подросткам, педагогам и даже родителям. Мы рассматриваем старшеклассника как связующее звено между миром взрослых и миром детства. Это особенно важно в сфере личностно-возрастных взаимоотношений внутри воспитательной системы.

В школе работает Совет старшеклассников. Определена дата и место сбора – третья пятница каждого месяца, кабинет № 7. Приходят желающие участвовать в очередном ключевом деле. Есть ядро постоянных людей, остальные меняются ( срабатывает ситуация выбора).

Работает постоянно действующая школа актива на всех каникулах в два потока ( 5-7, 8-11 классы).

В классах работают советы классов. Мы очень осторожно относимся к лозунгу, что “дети сами все сделают”. Мы признаем соучастие, сотрудничество, соуправление всех участников образовательного процесса. Чтобы избежать “звездной болезни” мы используем сменяемость ролевых позиций и открытого внутригруппового рейтинга.

Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество школы с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А следовательно – сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача школы. связующим звеном между семьей и школой является классный руководитель, который осуществляет следующие направления деятельности:

    1. изучение семей учащихся;
    2. педагогическое просвещение родителей;
    3. обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных творческих дел в классе и школе;
    4. педагогическое руководство деятельностью родительского совета в классе;
    5. индивидуальная работа с родителями;
    6. информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития ребенка.

ВЫВОДЫ

На сегодняшний день мы твердо говорим, что в школе сложилась воспитательная система, что позволяет говорить о наличии в школе:

  1. упорядоченности жизни школьного коллектива;
  2. взаимосвязи учебной и внеурочной воспитательной работы;
  3. единого коллектива педагогов, учеников и родителей, как коллектива единомышленников;
  4. педагогической концепции , лежащей в основе всей работы ;
  5. атмосферы доброжелательности и искренности, терпимого и бережного отношения друг к другу;
  6. эмоциональной насыщенности жизни коллектива, мажора, игры, юмора;
  7. воплощения конечного результата воспитательной работы – выпускников, умеющих адаптироваться к современным условиям.

назад

На  главную

Используются технологии uCoz