КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ

"Использование идей модульной технологии с целью создания условий для самореализации личности ученика".

Работу выполнила
Пушкарева Елена Геннадьевна,
учитель биологии,
средней школа № 5
г.Слободского
II категория,
педстаж 12 лет.

2001 г.

План изложения материала

1. Условия становления опыта .

а) педагогические принципы;

б) первые трудности, ошибки и первые выводы о путях достижения поставленной цели;

2. Актуальность темы.

3. Технология опыта и ее теоретическое описание.

4. Пути реализации идей модульной технологии в моей работе.

а) диагностика - важнейший этап внедрения модульной технологии;

б) использование путеводителей в 7 классе;

в) модульные уроки в 8 классе;

г) модульные программы для старшеклассников;

д) модульная программа интегрированного спецкурса “Биохимия клетки”.

5. Эффективность и результативность данной технологии, возможность ее внедрения.

6. Список литературы.

7. Приложения.

    Каждый учитель задумывается над тем, как сделать свою работу более эффективной, как ее обновить, усовершенствовать.

Желание опробовать что-то новое, я думаю, присутствует в работе учителя всегда, т.к. сама профессия учителя предполагает постоянное творчество. Однако это стремление “сотворить что-то” может по разным причинам угасать время от времени, а затем разгораться с новой силой. Таким свежим ветром, разжигающим пламя творчества для меня является приобретение новых знаний, особенно полученных в результате общения с интересными , умными, увлеченными людьми.

В 1996 году в городе Слободском на базе средней школы № 5 , в которой я работаю, проходили проблемные курсы Петра Ивановича Третьякова “Новые педагогические технологии”.

Осмыслив более детально и подробно идеи модульной технологии, я пришла к выводу о том, что эти идеи соответствуют моим педагогическим принципам:

Ознакомившись еще раз с теоретическими работами Т.И.Шамовой и П.И. Третьякова, я попыталась использовать идеи модульной технологии на уроках биологии. Мой первый опыт в этом направлении был связан с работой по теме “Химический состав клетки”.

Я старалась следовать всем рекомендациям, но не избежала тех ошибок, о которых авторы предупреждают в своих работах. Первый блин, как водится, оказался комом.

Модуль , составленный по такой форме, какая приводится у Шамовой и Третьякова

№ стр

№ М.

№ У.Э.

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного содержания

         

оказался очень громоздким. При большом желании опробовать эту технологию с одной стороны и скудностью технического оснащения с другой стороны, модули уроков “размножались” зачастую от руки (чтобы каждый ученик имел, как и положено, индивидуальный алгоритм для работы).

Это делало текст устрашающе объемным и трудно воспринимаемым. Ученикам не хватало времени для работы, не хватало общеучебных умений, умений для организации самостоятельной работы.

И все же этот блин, который был комом, не была абсолютно несъедобным. Желание работать в этом направлении не пропало, нужно было искать новые подходы в реализации этих идей.

Анализируя принципы и идеи модульной технологии я утвердилась в мысли о том, что данная технология является одной из наиболее результативных личностно-ориентированных технологий.

Потребность общества в творческом самостоятельной деятельности человека определяет основную цель современной школы, которая состоит в том, чтобы создать систему обучения, обеспечивающую разностороннее развитие личных способностей учащихся, учет их склонностей, интересов и возможностей. Именно поэтому личностно-ориентированное обучение является наиболее перспективным направлением педагогического исследования.

Одна из ведущих потребностей личности - это потребность в самореализации, проявлении ее сущностных сил. Эта потребность личности определяет ее активность, направленную на преобразования себя, других, окружающей действительности.

Авторитарно ориентированная школа формирует инфантильную личность, является гибельной для творческого самопроявления личности и учащегося, и педагога. Традиционная малоактивная система обучения с преобладанием объяснительно-иллюстративных методов не обеспечивает в достаточной степени учета и развития индивидуальных особенностей ученика.

Следовательно, цель личностно-ориентированного обучения - создание условий для позитивного развития способностей учащегося, его самореализации. Самореализация личности может быть осуществлена только в результате включения в активную деятельность.

Одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предполагает такую. его организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а так же идет процесс развития интеллекта ученика. Деятельностный подход в обучении состоит в том, что ученик должен учиться , а учитель - осуществлять мотивационное управление управление его учением, т.е. мотивировать, координировать консультировать, контролировать.

Такой технологией , которая базируется на позиции деятельного, активного гибкого подхода к построению педагогического процесса и является технология модульного обучения. Данная технология позволяет обеспечить перевод обучения на субъект-субъектную основу, обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.

Характеризуя модульную технологию Т.И.Шамова и П.И.Третьяков, в своей работе отмечают, что “модульное обучение интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется сама ее суть - ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление . Из психологии используется так же рефлексивный подход. Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности - все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.”

Хотелось бы так же остановиться на актуальности использования данной технологии в условиях конкретной школы в которой я работаю.

В настоящее время практическая деятельность школ изобилует разнообразными попытками создания условий для самореализации школьников: появление школ (гимназий, лицеев и др.),обеспечивающих повышенный уровень образования; введение профильного обучения, решающего прежде всего проблему профессионального самоопределения школьников; образование коррекционных классов, преследующих, как правило, цель: ликвидировать пробелы в знаниях учащихся; включение школьников в работу творческих объединений на основе учета их интересов. Подобные нововведения, несомненно, позволяют в той или иной степени решать некоторые аспекты проблемы самореализации личности школьника.

Я же работаю в средней общеобразовательной школе. Поблизости находятся два инновационных учебных заведения - гимназия и лицей. Поэтому процент учеников, способных работать на конструктивном , а тем более творческом уровне, во многих классах нашей школы не так высок. Но тем не менее такие ребята есть , и нужно учитывать зону их ближайшего и актуального развития,, чтобы обучение всегда шло впереди развития. С другой стороны в классах много учеников с низким уровнем обучаемости и проблема состоит в том, чтобы обеспечить усвоение ими базового минимума знаний и умений. Поэтому при организации учебного процесса важно учитывать необходимость создания условий для индивидуального темпа усвоения учебного материала.

Наша школа находится в центре города. Многие классы переполнены. Это так же обуславливает необходимость использования особых приемов с целью индивидуализации процесса обучения.

Анализ состояния семейного воспитания наших школьников позволяет сделать вывод о том, что многие родители недостаточно контролируют учебу своих детей. При организации учебного процесса нужно исходить из того, что основное содержание учебного материала должно усваиваться на уроке.

Используя идеи модульной технологии , я попыталась усовершенствовать свои уроки в аспекте создания возможности для самореализации личности в условиях массовой школы.

В чем же состоит сущность модульного обучения, его основные принципы и ведущие понятия?

Наиболее полно основы модульного обучения разработаны П.Юцявичене и изложены в монографии “Теория и практика модульного обучения”. (Каунас, 1989 г.) Разные авторы во многом используют ее идеи, каждый по-своему их реализуют.

Я опиралась на работы Т.И.Шамовой и П.И.Третьякова, работы Галины Анатольевны Русских и научной лаборатории учителей биологии при ИУУ, работы Т.В. Машаровой.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно или с определенной дозой помощи достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены: учебное содержание и технология овладения им.

Модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

Отличительные особенности модульного обучения:

1. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах ( информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал.

2. Меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и плюс личное индивидуальное общение. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу. Отношения становятся более паритетными.

3. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознавать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

Учитель управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули, а так как же непосредственно, но более мягко и целенаправленно.

4. Наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками. Появляется реальная возможность индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи.

 

Система действий учителя

по подготовке к переходу на

модульное обучение.

Прежде всего необходимо разработать модульную программу, которая состоит их комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели.

Из комплексной дидактической цели выделяются интегрирующие дидактические цели и формируются модули. Каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. Решение совокупности этих целей обеспечивает достижение комплексной дидактической цели.

Каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели и на их основе выделяются учебные элементы(У.Э.)

Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент. В результате создается дерево целей: вершина дерева - комплексная дидактическая цель для модульной программы; средний слой - интегрирующие дидактические цели для построения модулей и нижний слой - частные дидактические цели для построения учебных элементов.

Ведущим принципом модульного обучения является принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей. Решение совокупности частных дидактических целей обеспечивает достижение интегрирующей дидактической цели конкретного модуля.

Решение совокупности интегрирующих дидактических целей всех модулей обеспечивает достижение комплексной дидактической цели.

Модули можно разделить на 3 типа: познавательные, которые используются для изучения основ наук; операционные - для формирования и развития способов деятельности; и смешанные. В школе чаще всего используются смешанные модули.

Шамова и Третьяков предлагают следующую структуру модуля:

в У.Э. - записывается интегрирующая дидактическая цель; в предпоследнем У.Э. дается резюме или обобщение; последний У.Э. - выходной контроль.

Форма модуля по Третьякову уже приводилась выше.

Авторы так же рекомендуют к модулю делать вкладной лист, в котором излагаются методические советы учителю, который использует готовые модули.

Г.А.Русских реализует идеи модульной технологии через работу с опорной картой (путеводителем). Каждому логическому этапу урока соответствует свой путеводитель, который предназначен для однократного использования, т.к. работу ученик выполняет непосредственно в путеводителе.

Не менее важным является принцип обратной связи, т.к. никакое управление невозможно без контроля, анализа и коррекции в сочетании с самоуправлением, учением со стороны школьников.

Рекомендуется использовать несколько правил: перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю. При необходимости проводится соответствующая коррекция знаний;

осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента ( чаще это мягкий контроль, сверка с образцом). После завершения работы с модулем проводится выходной контроль. Текущий и промежуточный контроль осуществляется с целью выявления пробелов в усвоении знаний и их устранения сразу, а выходной контроль должен показать уровень усвоения всего модуля . Таким образом каждый ученик вместе с учителем осуществляет управление учением.

Не менее важным является требование к содержанию учебного материала и его дифференциации. Оно должно быть таким, чтобы ученик эффективно его усваивал. Нижним пределом будет уровень обязательной подготовки. Другой уровень - выше обязательного.

Г.А.Русских предлагает систему опережающих домашних заданий с целью актуализации знаний и умений, необходимых для изучения новой темы. Учащиеся работают с заданиями разного уровня сложности. Проверяют свою готовность к теоретическому занятию по листам самоконтроля.

В процессе самопроверки каждый определяет свой уровень знаний и зону ближайшего развития. С учетом реальных учебных возможностей разрабатывается реальный план изучения новой темы.

Г.А.Русских отмечает, что при конструировании блока учебных занятий необходимо учитывать дидактическое правило о том, что система учебных занятий реализует все 6 звеньев процесса обучения ( повторение, первичное изучение нового, осознание и осмысление учебного материала, закрепление, применение , проверка уровня усвоения учебного материала.)

Важнейшим критерием построения модуля , на который указывают Шамова и Третьяков, является структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.

В модуле должна быть заложена возможность для повторения основного содержания эта возможность реализуется через учебный элемент “Резюме”. Хорошо , если обобщение сделано не только словесно, но и в форме таблиц, сравнительных характеристик, графиков и диаграмм.

Хотелось бы на значении повторения остановиться более подробно, т.к. в практической деятельности учителя часто упускается это звено, заменяется проверкой уровня усвоения знаний.

Через повторение реализуется один из важнейших принципов дидактики - принцип преемственности в обучении.

В педагогической литературе преемственность рассматривается как процесс, при котором знания оживляются, становятся более мобильными, более совершенными.

Новый материал включаясь в уже сформированную систему знаний, подкрепленный этой системой; лучшее усваивается .

Наиболее распространенные приемы, обеспечивающие преемственность знаний в процессе модульного обучения следующие:

а) включение в повторяемый материал новых фактов, раскрывающих новые взаимосвязи или явления;

б) постановка перед учащимися новых учебно-познавательных задач для решения которых они должны использовать сведения полученные ранее;

в) смысловая группировка материала, выделение смысловых опорных пунктов, смысловое сопоставление известного и неизвестного в содержании учебной информации;

г) правильное сочетание слова и наглядности ;

( схематической, символической, изобразительной), помогающее анализу наблюдаемого объекта или явления.

Успех повторения во многих зависит от знания возрастных психологических особенностей учащегося разных классов..

Анализируя возможность включения в учебный процесс модульной технологии Т.И.Шамова и П.И.Третьяков делают следующие выводы: “Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. можно сочетать традиционную систему обучения с модульной . В старших классах лекционная система вполне сочетается в модульной очень хорошо вписывается в модульную систему обучения вся система методов, приемов и форм учебно-познавательной деятельности учащихся: работа индивидуальная, в паре, в группе... Используя модули можно успешно осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи, интегрировать учебное содержание, формируя его в логике ведущего учебного предмета...

Словом модули можно вписывать в любую систему обучения и тем самым усиливать ее качество и эффективность.

В своей работе я, главным образом, использую принципы модульной технологии, изложенные в работах Т.И.Шамовой и П.И.Третьякова, включаю на отдельных этапах идеи Г.А.Русских, пытаясь создавать систему, адаптированную к конкретным условиям ( с учетом индивидуальных особенностей учеников, своих личностных качеств, материально-технических возможностей).

Важным этапом работы я считаю диагностику.

В начале учебного года я определяю уровень обучаемости учеников. Затем в течение учебного года по итогам проверочных работ сравниваю уровень обучаемости учеников. Это позволяет корректировать дальнейшую работу.

Внедрение модульной технологии требует от учеников определенных навыков самостоятельной работы, развитие которых отслеживается с помощью диагностики готовности школьников к самостоятельной познавательной деятельности.

Идеи модульной технологии я использую с целью создания условий для самореализации личности ученика. А это значит, что организация учебного процесса должна быть такой, при которой ученик чувствует себя комфортно. Это я определяю методом анкетирования и наблюдения.

Постепенность и поэтапность включения школьников в учебный процесс я осуществляю следующим образом.

Начиная с 7 класса, я использую на отдельных этапах урока работу с путеводителем. Мои путеводители предназначены для многократного использования и рассчитаны на то, что ученики работают с использованием этих путеводителей самостоятельно в тетради, учитель постоянно координирует и направляет деятельность ученика. Особо стоит отметить рациональность использования обучающих путеводителей с использованием краеведческого материала. Такой путеводитель не только позволяет осуществлять формирование навыков самостоятельной работы, но и помогает в овладении тем содержанием материала, который не отражен в учебнике.

В приложении № 1 включены те путеводители, которые используются по теме “Охрана растений в Кировской области”. При работе с путеводителем в 7 классе обращается внимание на ведение записей в тетради. Каждый этап работы должен быть озаглавлен. Заголовок должен соответствовать цели. Например:

Цель: Актуализировать знания об основных видах охраняемых территорий;

возможная запись в тетради: виды охраняемых территорий

- на принцип нумерации

- на постоянное комментирование и пояснение текста путеводителя.

Такую работу с путеводителем я рассматриваю как подготовительный этап к работе в модульной технологии.

В 8 классе составляются модули отдельных уроков . По ним предполагается работа с определенной степенью самостоятельности . Однако учитель еще делает пояснения по каждому У.Э. В каждом классе объем этих пояснений может быть различен.

Я использую более упрощенную форму модуля. По содержанию стараюсь сделать его также более кратким. Каждый модуль включает в себя: тему урока, интегрирующую цель ( она может быть записана в самом модуле или на доске). Далее идет основное содержание структирированное по учебным элементам.

№ У.Э.

Цели и содержание заданий

   

В начале каждого учебного элемента записана частная дидактическая цель. Далее идут задания вначале на базовом, затем на конструктивном и творческом уровнях . Иногда творческие задания даются не в каждом учебном элементе, а как результат изучения нескольких учебных элементов и носят обобщающий характер.

В приложении № 2 приводятся модули уроков по изучению внутреннего строения позвоночных животных разных классов. В подтверждение целесообразности использования модулей при работе по данным темам можно привести следующие факты:

Т.к. объем материала на данных уроках большой, считаю целесообразным перед такими уроками включать в домашнее задание обзорное чтение параграфов по внутреннему строению, а так же задания, направленные на актуализацию ранее усвоенных знаний.

Так в приложении № 2 можно проследить преемственность в изучении любой системы органов, например, опорно-двигательной.

Приобретение навыка работы с модулем позволяет к 9 классу перейти к урокам с преобладанием самостоятельной деятельности ученика.

Учитель лишь дает индивидуальные консультации ученикам, которые испытывают какие-либо затруднения. В приложении № 3 приводятся модули уроков по теме “Опорно-двигательная система”.

При такой организации работы становится возможным и целесообразным переход к использованию модульной программы темы.

При разработке модульной программы темы я для себя выделяю следующие этапы:

- определение комплексной дидактической цели, которая должна быть достигнута в ходе изучения данной темы;

- постановка интегрирующих целей, отбор и структурирование содержания учебного материала;

- определение типов уроков, выбор форм и методов, которые позволяют в ходе работы с модульной программой реализовать все звенья познавательного процесса, с учетом принципа преемственности;

- работа над отдельными модулями: более детальный отбор и структурирование содержания учебного занятия, постановка частных дидактических целей;

- составление разноуровневых заданий, обеспечивающих достижение частных дидактических целей; составление обобщающих заданий, позволяющих делать резюме по каждому модулю;

- продумывание видов контроля, позволяющих выяснить степень усвоения материала и осуществить коррекцию на разных этапах работы.

Определение такой последовательности этапов работы над модульной программой достаточно условно, т.к. каждый последующий этап часто ведет к доработке предыдущего. Кратко результат этой работы отражается в технологической карте темы.

В приложении № 4 приводится модульная программа темы “Органы чувств”.

Одно из важнейших условий эффективной работы в системе модульной технологии - это педагогическое сотрудничество. Только в процессе взаимодействия с единомышленниками можно рассчитывать на то, что желание к творчеству не угаснет.

В течение ряда лет мы работаем в тесном контакте с учителем химии, обсуждая различные проблемы, затруднения, обмениваясь идеями. В ходе этого сотрудничества у нас возникла мысль проведения интегрированных модульных уроков.

Актуальность интеграции предметов естественно-научного цикла отмечается в работах многих авторов. Так профессор США Джон Пеник пишет: “Преподаватели-естественники, кажется философски настроены только на одну дисциплину: “я учу химии или я учу биологии”. Но говоря о необходимости научного обучения, нельзя забывать об интеграции всех наук”.

Использование межпредметных связей способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся, развитию умения обнаруживать скрытые зависимости, устанавливать причинно-следственные связи, переносить на новый, а так же позволяет активизировать уже существующий интерес ученика к предмету или способствует развитию такого интереса.

Анализируя школьный курс общей биологии и органической химии, мы пришли к выводу, что в их преподавании встречается множество противоречий. Так, при изучении темы “Химический состав клетки”, школьники не имеют еще достаточных знаний о составе и строении сложных знаний о составе и строении клетки. С другой стороны при изучении в курсе органической химии аминокислот, белков, жиров, углеводов, , нуклеиновых кислот, нет возможности детально и подробно останавливаться на роли этих веществ в живых организмах. Таким образом. два раза обращаясь к изучению смежного материала в ходе преподавания двух школьных предметов так и не удается создать целостную картину.

Решить это противоречий мы попытались, создав интегрированный спецкурс “Биохимия клетки”. Данная модульная программа позволяет обеспечить условия для установления взаимосвязи и взаимозависимости между составом вещества, его строением и функцией в организме, продолжить формирование научной картины мира. В приложении № 5 приводится модульная программа спецкурса “Биохимия клетки” ставшая результатом совместной деятельности двух учителей-предметников.

Результативность

и возможность внедрения

данной технологии.

Для анализа результативности и эффективности работы и ее дальнейшей коррекции необходима диагностика учебно-познавательного процесса.

Оценка результатов учебно-воспитательного процесса недостаточно объективно, т.к. в официальных отчетах преобладают количественные показатели. Для отслеживания эффективности работы в системе развивающего обучения необходимо определить критерии качества обучения. При этом возникают противоречия: между развивающим характером обучения и традиционной оценкой учебных результатов, между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний и умений.

Целью обучения становится развитие личности ребенка, создание оптимальных условий для процесса учебно-познавательной деятельности.

Поэтому одной из основных задач в учебно-познавательной деятельности является овладение педагогическими методиками изучения личности учащихся, умение проводить диагностическую и коррекционную работу в ходе осуществления этой диагностики.

Принципы педагогической диагностики:

1. Диагностика развития ученика проводится не только путем сравнения результатов с какими-либо нормами, но и путем сопоставления их с результатами предыдущих диагностических проверок данного ученика с целью выявления характера и величины его продвижения в развитии.

2. Основы диагностики - личностно-ориентированный подход, опирающийся на учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

3. Диагностика должна выявить не только особенности личности, актуальный уровень той или иной индивидуальной способности, но и определить перспективы, которых ученик может достичь.

Педагогическая диагностика, по мнению К.Ингекамп, - это “процесс, в ходе которого, соблюдая научите критерии качества, учитель наблюдает за учениками, проводит анкетирование, обрабатывает данные опроса и наблюдения и сообщает о получении результата с целью объяснить их мотивы и предсказать поведение в будущем.

Об основных видах диагностики при внедрении идей модульной технологии было сказано выше, остановимся сейчас более подробно на ее результатах. Проследим использование принципов диагностики и ее результат на конкретном классе.

1. Изучение уровня обучаемости и обученности.

1997-1998 уч.г.

1998-1999 уч.г

1999-2000 уч.г.

2000-2001 уч.г.

Средний уровень обучаемости

3,7

3,6

3,9

4,0

Средний уровень обученности

3,8

3,65

4,2

4,1

Результаты данной диагностики позволяют сделать вывод о том, что ученик в ходе учебного процесса реализует свои индивидуальные возможности на оптимальном уровне и обучение является развивающим.

2. Изучение готовности к самостоятельной работе.

 

1997-1998 уч.г.

1998-1999 уч.г

1999-2000 уч.г.

2000-2001 уч.г.

Класс

8-а

9-а

10-а

11-а

Средний балл готовности к сам.работе

24,5

26

26

26,8

 

пограничный уровень между критическим и допустимым

допустимый уровень

допустимый уровень

уровень, близкий к идеальному

Данная диагностика подтверждает наблюдения о том, что ученики 7-8 классов преимущественно готовы к самостоятельной работе лишь на репродуктивном уровне. К 9 классу ученики приобретают навыки самостоятельной работы на репродуктивном и частично-конструктивном уровне.

В старших классах , где обучение идет более осознанно, значительная часть школьников могут работать на конструктивном уровне. И пусть незначительно, но возрастает количество учеников, готовых у творческой самостоятельной работе.

3. Анализ комфортности учащихся.

В разных возрастных группах регулярно проводится анкетирование с целью выявления положительных и отрицательных моментов в организации учебного процесса. Приведу некоторые выдержки из анкет учеников старших классов , которые имеют возможность сравнивать традиционные уроки и уроки с использованием идей модульной технологии.

- Работа “по инструкции” более удобна и доступна. Работаешь по плану, все четко, ясно и понятно.

- Каждый может работать в индивидуальном темпе.

- Такая работа мне нравится.

- Мне нравится возможность выбора объема заданий.

- Я успеваю сделать на уроке и классную и часть заданий, которые многие делают дома.

- Я работаю медленно и никогда ничего не успеваю, но могу доделать работу дома или после урока, и в результате получить хорошую отметку.

Работа в данной технологии позволяет избежать конфликтных ситуаций, т.к. обеспечивает необходимую самоорганизацию ученика.

Показателем комфортности учеников является процент учеников, выбирающих выпускной экзамен за курс основной и средней школы по данному предмету. Так, в 1998-1999 уч.г. экзамен по предмету сдавали

в 9 классе -

на “4” -

на “5” -

на “3” -

в 11 классе -

на “4” -

на “5” -

на “3” -

1999-2000 уч.г. -

в 9 классе -

на “4” -

на “5” -

на “3” -

в 11 классе -

на “4” -

на “5” -

на “3” -

Причем экзамен выбирают не только “сильные” ученики, но и те, кто имеет невысокий уровень обучаемости.

Помимо самодиагностики учебно-воспитательного процесса в школе ведется отслеживание результатов работы со стороны администрации.

Использование идей технологии модульного обучения, несомненно , является перспективным направлением, т.к. каждый обучающийся включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельности, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой.

Ученик, при такой системе обучения, имеет возможность самореализоваться и это способствует мотивации учения.

Модульное обучение гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения.

А так же обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающихся и обучающих, резкое снижение конфликтов на уроках. Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки школьников, развития их творческого потенциала. Такой процесс обучения обеспечивает возможность формирования иного типа личности: человека знающего, коммуникабельного, рефлексирующего, способного к саморазвитию.

Модульное обучение - это деятельный способ обучения. В его основе лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.

Учебный процесс протекает в условиях мотивированного включения школьников в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной для школьников, приносящей удовлетворение от участия в ней.

Ученик сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае , оно усваивается осознанно и прочно, а так как же идет процесс развития интеллекта ученика, формируется способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации и самореализации.

Список литературы

1. Шамова Т.И. , Третьяков П.И. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Москва-Тюмень,1994.

2. Шамова Т.И.,Давыденко Т.М., Рогачева Н.А. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы. Архангельск,1995.

3. Жарова Л.В. Учить самостоятельности.М.Просвещение.1993

4. Шамова Т.И. Модульное обучение - сущность , технология. //Биология в школе.№6, 1995.

5. Машарова Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения.Киров,1997.

6. Русских Г.А. Методические рекомендации из опыта работы учителей экспериментаторов лаборатории “Современные методы обучения”.

Технологическая карта темы “Органы чувств” 6 часов.

Комплексная дидактическая цель: Рассмотреть взаимосвязь организма с окружающей средой, доказать ведущую роль нервной системы в осуществлении этой взаимосвязи.

Тема урока

Значение и общий план строения органов чувств

Орган зрения

Органы слуха и равновесия

Органы мыше

чного и кожного чувства, обоня

ния и вкуса.

Обобщение знаний

Повторение.Подго

товка к проверочной работе по теме

Проверочная работа по теме

Интегрирующая цель

Создать условия для формирования предста

влений о значении и общем плане строения анализаторов.

-умений объяснять, чем представлены звенья анализатора и каково значение каждого из 3-х звеньев анализатора

Создать условия для формирования -знаний о строении органа зрения, гигиен

ических правил по сохранению зрения

- умений объяснять значение каждого из звеньев зрительного анализатора, физиологически обосновать гигиеничес

кие правила по сохранению зрения

- доказывать роль нервной системы в работе зрительного анализатора

Создать условия для формирования

- знаний о строении органов слуха и равновесия, знаний гигиенических правил по сохранению слуха

-умений объяснять значение каждого из звеньев слухового анализатора

- умений объяснять работу органов равновесия

- умений физиологически обосновывать гигиенические правила по сохранению слуха и тренировка вестибулярного аппарата

- умений доказывать роль нервной системы в работе слухового анализатора.

Создать условия для формирования

-знаний о значении органов кожно-мышечного чувства, обоняния и вкуса

- умение объяснять взаимосвязь органов чувств

- уменитй доказывать частичную взаимозаменяемость органов чувств

Создать условия для повторения , систематизации знаний Контроль знаний и умений по теме
Тип урока Изучение нового Комбинированный Комбинированный Обобщение и систематизация Повторение Контроль
Форма организации работы Фронтальная Индивидуальная, фронтальная Индивидуальная, парная, фронтальная Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная Индивид.,парная,фронтальная Индивидуальная
Контроль Самоконтроль Самоконтроль,выборочный контроль учителя Самоконтроль, выборочный контроль учителя Само-,взаимо-контр.,

со стороны учит.д/коррекции

Само и вза

имоконтроль.Выборочный учит.

Контроль учителя
Оборудование Модель головного мозга Модель головного мозга, модель глаза Модель головного мозга, модель органа слуха Модель головного мозга    
  М О Д У Л Ь Н А Я П Р О Г Р А М М А Т Е М Ы      

Обмен веществ и энергии в организме.

На уроке вы можете узнать: механизмы обмена белков, жиров, углеводов, значение воды и минеральных солей, процессы, связанные с превращением энергии.

научиться: доказывать взаимосвязь и единство этих процессов в организме.

1.0. Цель: Узнать значение воды и минеральных солей в организме.

1.1. Прочитайте соответствующие разделы в уч.Цузмера с.136, Батуева с.116.

1.2. В соответствии с прочитанным сделайте краткие записи в тетради, дополнив их недостающими фактами.

Вода составляет ..... массы тела.

Многообразие функций воды: растворитель,

участник физико-химических процессов в обеспечении терморегуляции , обеспечение объема клетки.

Ежедневная потребность воды составляет.......

Значение минеральных солей:

соли Са и Р .......

соли Na и К .......

соли Fe .......

1.3. Докажите, что потребность в воде может быть неодинаковой в разных условиях.

2.0. Цель: Узнать механизм белкового обмена.

2.1. Прочитайте соответствующий раздел в уч.Цузмера, с,133-134, уч.Батуева с.116-117.

2.2. Ответьте на вопросы (А.К.)

1) Сколько аминокислот, составляющих все многообразие бел ков известно в природе?

2) Какие вещества синтезируются в рибосомах клетки из поступающих в нее А.К.?

3) Каковы функции белков в организме(пояснить примерами).

4) До каких конечных продуктов расщепляются А.К. и что при этом выделяется?

2.3. Докажите, что потребность в белковой пище особо велика в детском и подростковом возрасте.

2.4. Запишите схему , окружающую механизм белкового обмена.

3.0. Цель: Узнать механизм углеводного обмена .

3.1. Прочитайте соответствующие разделы в уч.Цузмера с.134-135, Батуева с.117-118.

 

3.2. Ответьте на вопросы:

1) В виде какого углевода и где откладывается в запас избыток углеводов.

2) Под влиянием какого гормона осуществляется этот процесс?

3) Каков результат распада глюкозы?

3.3. Докажите, что искусственный синтез инсулина является важным достижением науки.

3.4. Запишите в тетради схему, отражающую механизм углеводного обмена.

4.0. Цель: Узнать механизм обмена жиров.

4.1. Прочитайте соответствующие разделы в учебниках Цузмера с.135,Батуева с.117.

4.2. Ответьте на вопросы:

1) Какие соединения синтезируются из глицерина и жирных кислот в организме?

2) Какие функции выполняют жиры в организме (пояснить каждую из функций)

4.3. Объясните , почему людям, чья деятельность связана с интенсивной физической нагрузкой, нужно употреблять пищу с достаточным содержанием жиров.

4.4. Запишите в тетради схему , отражающую механизм жирового обмена.

5.0. Цель: Доказать единство процессов обмена веществ в организме.

5.1. Прочитайте в учебные разделы о превращении в организме органических соединений уч.Цузмера с.135,Батуева с.118.

5.2. Найдите в учебнике факты, подтверждающие то, что в организме органические вещества могут превращаться друг в друга.

а) углеводы в жиры; б) белки в углеводы

5.3. Докажите необходимость организма в полноценной белковой пище.

5.4. Запишите схему, показывающую взаимопревращение органических веществ в организме.

6.0. Цель: Обобщить знания полученные на уроке.

6.1. Составьте в тетради обобщающую схему обмена веществ.

Спасибо за работу!

на главную

Используются технологии uCoz