Образ Кутузова и вопрос о роли личности в истории.

(По роману Л.Н. Толстого "Война и мир".)

Семь лет напряженного, сосредоточенного труда Л.Н. Толстой посвятил созданию романа-эпопеи “Война и мир” (1863-1869). По громадному охвату событий (русская и

европейская жизнь первой четверти XIX в.), по числу действующих лиц (их около 600), по художественной мощи это произведение не имеет равных в мировой литературе.

Толстой говорил, что в каждом произведении художник должен любить главную мысль, и признавался, что в “Войне и мире” он любил “мысль народную”. Этой мыслью освещено развитие главных событий романа. “Мысль народная” лежит и в оценке исторических лиц и всех других героев романа. Толстой в изображении Кутузова сочетает историческое величие и народную простоту. Образ великого народного полководца Кутузова занимает значительное место в романе. Кутузов проходит через всю книгу, почти не изменяясь внешне: “старый человек” с седой головой, рыхлым телом и изуродованным шрамом лицом.

Он почти не меняется и внутренне: в начале войны 1805 г. перед нами тот же спокойный, мудрый, всепонимающий Кутузов, что и в конце Отечественной войны 1812 г.

Жизненное поведение Кутузова это, прежде всего, поведение простого русского человека. Он “казался всегда простым и обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные речи”. Кутузов действительно очень прост с теми, кого он имеет основание считать товарищами в трудном и опасном деле войны, с теми, кто не занят придворными интригами, кто любит родину. Но далеко не со всеми Кутузов так прост. Это не простачок, а умелый дипломат, мудрый политик. Он ненавидит придворные интриги, но очень хорошо понимает их механику и своим народным лукавством нередко берет верх над опытными интриганами. При этом, в кругу людей, чуждых народу, Кутузов умеет говорить языком

изысканным, так сказать, поражая противника его же оружием.

Кутузов-человек и Кутузов-полководец в “Войне и мире” неразделимы, и это имеет глубокий смысл. В человеческой простоте Кутузова проявляется та самая народность, которая сыграла решающую роль в его полководческой деятельности. Как полководец Кутузов спокойно отдается воле событий. В сущности, он мало руководит войсками, зная, что “участь сражений” решает “неуловимая сила, называемая духом войска”. Но, когда нужно, он руководит армиями и отдает приказы, на которые никто другой не осмелился бы, проявляя

тонкую и умелую дипломатичность, острый ум и полководческий талант. Шенграбенская битва была бы Аустерлицем без решения Кутузова отправить отряд Багратиона вперед через Богемские горы. Оставляя Москву, Кутузов не только хотел сохранить русскую армию, - он понимал, что наполеоновские войска разбредутся по огромному городу, и это приведет к разложению армии без потерь, без сражений начнется гибель французского войска.

Однако войну 1812 г., по мнению Толстого, выиграл народ. Он не перехитрил Наполеона. Он оказался мудрее этого гениального полководца, потому что лучше понял характер войны, которая не была похожа ни на одну из предыдущих войн. Поэтому образ Кутузова от начала до конца построен в соответствии с убеждением Толстого, что дело войны шло, “никогда не совпадая с тем, что придумывали люди, а вытекая из сущности отношения масс”. Тем самым Толстой отрицает роль личности в истории. Он уверен, что ни один человек не в силах повернуть ход истории по своей единоличной воле. Человеческий разум не может играть направляющей и организующей роли в истории и военная наука, в частности, не может иметь практического смысла в живом ходе войны. Для Толстого величайшая сила истории это народная стихия, неудержимая, неукротимая, не поддающаяся руководству и организации. Именно в этом последнем качестве он видел силу народных масс, так как

именно здесь, по его мнению, заключена причина того, что народ сильнее любой власти. Организовать и направить движение масс нельзя, их движение всегда будет определяться

лишь чувством, “духом”, а не разумом, не сознательностью. В этом и заключается основное заблуждение автора “Войны и мира”, которое привело его к отрицанию организующей роли личности в истории и к некоторым ошибкам в изображении Кутузова. Показывая Кутузова

истинно народным полководцем и патриотом, Толстой в то же время принижает значение Кутузова как стратега и организатора, отрицая руководящую роль разума в действиях великого полководца.

назад

на  главную

Используются технологии uCoz