Комедия

       В античной культуре существовали четко регламентированные литературные и драматические жанры.

Трагедия, комедия и “драма сатиров” - вот три основных жанра греческого театрального искусства. Слово “трагедия” буквально означает “козлиная песнь” (ведь первоначально участники представления были одеты в козлиные шкуры) – это пьеса серьезного содержания, часто заканчивавшаяся гибелью героев. В комедии – “песни на гульбище” – нашли отражение веселые стороны празднеств в честь Диониса. А о “драме сатиров” греки говорили, что это “трагедия, которая шутит”. Она была серьезной, но с веселыми эпизодами и счастливым концом.

В литературе, наряду с лирическими и эпическими произведениями, большое место занимают произведения драматические. Драма (от греч. drama – действие) – литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене и написанное в форме диалогов и монологов. Основные виды драматических произведений – трагедия, драма, комедия.

КОМЕДИЯ (от греч. komodia) – жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического (смешного); противоположен трагедии.

По принципу организации действия различают три вида комедии:

КОМЕДИЯ ПОЛОЖЕНИЙ – основана на хитроумной, запутанной интриге (напр. “Комедия ошибок” У. Шекспира).

КОМЕДИЯ ХАРАКТЕРОВ ИЛИ НРАВОВ – основана на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств (“Тартюф” Мольера). “Комедия реставрации”, условное обозначение английской “комедии нравов” периода Реставрации монархии Стюартов, изображала пороки дворянского общества (пьесы У.Уичерли, У. Конгрив, Дж. Ванбру)

КОМЕДИЯ ИДЕЙ, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения (пьесы Б. Шоу).

По характеру комического различают:

Сатирические комедии (“Ревизор” Н. В. Гоголя);

Юмористические (“Турандот” К. Гоцци); “Комедия дель арте” – вид итальянского театра(16 –17 вв.), спектакли которого создавались на основе импровизации, персонажи-маски: слуги – Бригелла, Арлекин, Пульчинелла, Коломбина; глупый и жадный купец Панталоне, фанфарон и трус Капитан, болтун Доктор, педантичный и назойливый Тарталья.

Трагикомедии – драматические произведения, обладающие признаками как трагедии, так и комедии. В основе трагикомедии лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит и в комическом и в трагическом освещении. Трагикомедия характерна для драматургии XX века (“Шесть персонажей в поисках автора” Л. Пиранделло). Главные представители жанра: Аристофан, У. Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, П. Бомарше, К. Гольдони, Б. Шоу, Б. Брехт; в России – А. С. Грибоедов (“Горе от ума”), Н. В. Гоголь, А. В. Сухово-Кобылин, А. Н. Островский, А. П. Чехов, В. В. Маяковский.

Жанр комедии нашел свое отражение и в музыке. Так появилась комическая опера – своеобразная реакция на появление серьезной оперы (opera seria), музыкально-сценическое произведение веселого, комедийного характера, где разговорная речь чередовалась с лирическими и шуточными песенками, хорами и танцами. Таковы “Свадьба Фигаро” В. Моцарта, “Фальстаф” Дж. Верди, “Любовь к трем апельсинам”, “Дуэнья” С. Прокофьева.

По мере распространения в странах Европы комическая опера изменялась, впитывая приемы и образы различных литературных и театральных жанров. В Германии появился зингшпиль (дословно – представление с песнями) – спектакль, в котором сочетались вокал и драма, смешные сценки и дуэты героев. Во Франции – опера комик, обязательной частью которой были танцевальные сцены и комедия-балет, объединявшая в себе диалог, танец и пантомиму (создатели этого жанра – Мольер и композитор Ж. Б. Люлли).

В Италии – опера-буффа, с элементами традиционной комедии масок. Такова, например, опера Г. Доницетти “Любовный напиток”. В Англии комическая опера превратилась в балладную. В России носителями искусства являлись скоморохи. Комические сценки, театрализованные песни, пляски, игра на различных инструментах, “медвежья комедия” – все это составляло их репертуар.

От комической оперы XVIII в. произошла оперетта (маленькая опера) – музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера. Иногда оперетту называют музыкальной комедией.

Использованная литература:

    1. История Мировой культуры. Справочник школьника. “Слово”, М., 1996
    2. Я познаю мир. Культура. Детская энциклопедия. “АСТ”, М., 1995

Советский энциклопедический словарь. “Советская энциклопедия”,

НАЗАД 

 на  главную

 

Используются технологии uCoz