РЕФЕРАТ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Титаны Высокого Возрождения

Содержание

  1. Эпоха Возрождения
  2. Леонардо да Винчи

Введение. Эпоха Возрождения

Эпоха Возрождения (по-французски – Ренессанс) – это время, когда отпускаются на свободу творческие силы человека, когда все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества – философия, наука, искусство, литература, образование. Однако процесс становления новой культуры в Европе протекал неровно. В Италии Возрождение охватывает вторую половину XIII – XVI век, в Нидерландах и Германии – XV – XVI века, а во Франции начало Возрождения приходится на середину XVIII века. В XVI столетии Ренессанс становится общеевропейским, охватывая все страны Западной и Центральной Европы.

Рост светских настроений, интерес к земным делам человека явились важным фактором возникновения и формирования культуры Возрождения. Одной из основных задач проводников новой культуры было восстановление преемственной связи с высокоразвитой культурой античности. Достижения древних ученых, архитекторов, скульпторов послужили образцом для творцов культуры Возрождения.

В центре внимания деятелей той эпохи был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры называют гуманистическим. Главным, по мнению гуманистов, в человеке является не его происхождение или социальное положение, а личные качества: ум, предприимчивость, чувство собственного достоинства и образованность. Человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность. Человек понимался как наиболее совершенное творение природы с беспредельными возможностями познания.

Высокое Возрождение (конец XV – начало XVI века) – время наивысшего расцвета искусства Италии. Этот период дал человечеству таких великих мастеров, как Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Джорджоне, Тициан, Донато Браманте. О двух из них и будет рассказано в этой работе.

Леонардо да Винчи

"Небесным произволением на человеческие существа воочию проливаются величайшие дары, зачастую естественным порядком, а порой и сверхъестественным; тогда в одном существе дивно соединяются красота, изящество и дарование, так что, к чему бы ни обратился подобный человек, каждое его действие носит печать божественности, и, оставляя позади себя всех прочих людей, он обнаруживает то, что в нем действительно есть, то есть дар Божий, а не достижения искусства человеческого".

Джорджо Вазари “Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих”

В истории человечества нелегко найти столь гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452 – 1519). Характер деятельности этого великого художника и ученого стал ясен только когда, когда были исследованы рукописи из его наследия. Леонардо посвящена колоссальная литература, подробнейшим образом изучена его жизнь. И тем не менее многое в его творчестве остается загадочным и продолжает будоражить умы людей.

Леонардо родился в селении Анкиано близ Винчи, недалеко от Флоренции. Он был внебрачным сыном зажиточного нотариуса и простой крестьянки. Заметив необычные способности мальчика в живописи, отец отдал его в мастерскую Андреа Верроккьо. В картине учителя “Крещение Христа” фигура одухотворенного белокурого ангела принадлежит кисти молодого Леонардо. Современник Леонардо, художник и архитектор, биограф и историк искусства, автор девяти томов монументального труда “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих”, Джорджо Вазари (1511 – 1574) утверждал, что "ангел Леонардо вышел много лучше, нежели фигура Вероккио. Это явилось причиной того, что никогда больше Андреа не хотел прикасаться к живописи, считая обидным, что у мальчика больше мастерства, нежели у него".

“Мадонна Бенуа”

Среди ранних работ Леонардо да Винчи интересна картина “Мадонна с цветком”, более известная как “Мадонна Бенуа”. В отличие от мастеров XV века Леонардо отказывается от повествовательности, использования деталей, которые отвлекают внимание зрителя, насыщенного изображениями фона. Картина воспринимается как простая, безыскусная сцена радостного материнства юной Марии. Две крупные фигуры заполняют все пространство картины, лишь за окном в темной стене видно чистое холодное голубое небо. Запечатлен конкретный момент: мать, сама еще ласковая и живая девочка, протягивает, улыбаясь, своему ребенку цветок и наблюдает, как серьезный малыш внимательно рассматривает незнакомый предмет. Цветок связывает обе фигуры между собой.

Леонардо много экспериментировал в поисках различных составов красок, он одним из первых в Италии перешел от темперы к живописи маслом. “Мадонна с цветком” исполнена именно в этой, тогда еще редкой технике.

Работая во Флоренции, Леонардо не находил применения своим силам ни как ученый-инженер, ни как живописец: изысканная утонченность культуры и сама атмосфера двора Лоренцо Медичи остались ему глубоко чуждыми.

Около 1482 г. Леонардо поступил на службу к миланскому герцогу Лодовико Моро. Мастер рекомендовал себя при этом в первую очередь как военного инженера, зодчего, специалиста в области гидротехнических работ и только потом как живописца и скульптора. Однако первый миланский период творчества Леонардо (1482 – 1499) оказался наиболее плодотворным. Мастер стал самым известным художником Италии, занимался архитектурой и скульптурой, обратился к фреске и алтарной картине.

До нас не дошли многие творения Мастера. Например, еще при жизни Леонардо погибло единственное скульптурное произведение Леонардо – конная статуя Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро. Глиняная модель монумента, выполненная в натуральную величину, была уничтожена французскими войсками, захватившими Милан. Сохранилась лишь восторженная оценка современников, которые прозвали монумент Великим Колоссом.

“Мадонна в гроте”

Но сохранились живописные работы Леонардо миланского периода. Первой алтарной композицией Высокого Возрождения стала “Мадонна в гроте”. Живописец отошел от традиций XV столетия, в религиозных картинах которого преобладала торжественная скованность. В алтарной картине Леонардо мало фигур: женственная Мария, Младенец Христос, благословляющий маленького Иоанна Крестителя, и коленопреклоненный ангел, словно выглядывающий из картины. Образы идеально прекрасны, естественно связаны с окружающей их средой. Это подобие грота среди темных базальтовых скал с просветом в глубине – типичный для Леонардо пейзаж: в целом фантастически таинственный, но в частностях – в изображении каждого растения, каждого цветка живой травы – выполненный с точным знанием природных форм. Фигуры и лица окутаны воздушной дымкой, придающей им особую мягкость. Этот прием, разработанный Леонардо, итальянцы называли сфумато.

“Мадонна Литта”

В Милане мастер создал картину “Мадонна с младенцем”, более известную как “Мадонна Литта”. В отличие от “Мадонны с цветком” в этой картине изображен не определенный момент, а некое длительное состояние спокойной радости, в которое погружена молодая прекрасная женщина, кормящая грудью ребенка. Выразительна четкость уравновешенной композиции с двумя симметрично расположенными окнами, между которыми вписан живой и гибкий силуэт женской полуфигуры. Холодный ясный свет озаряет ее тонкое, мягко вылепленное лицо с полуопущенным взором и легкой, еле уловимой улыбкой. Картина написана темперой, придающей звучность тонам голубого плаща и красного платья Марии. Удивительно написаны пушистые темно-золотистые вьющиеся волосы Младенца, не по-детски серьезен его внимательный взгляд, устремленный на зрителя.

“Тайная вечеря”

Иной, драматический настрой отличает монументальную роспись Леонардо “Тайная вечеря”, исполненную им по заказу Лодовика Моро для трапезной церкви Санта-Мария делла Грацие в Милане. Как отмечал Вазари, "“Тайная вечеря” – вещь превосходнейшая и изумительнейшая; он придал головам апостолов такую величавость и красоту, что был вынужден оставить голову Христа незаконченной, ибо не чувствовал в себе сил изобразить ту небесную божественность, какая подобает образу Христа".

Судьба этого прославленной фрески трагична. Еще при жизни мастера краски начали осыпаться. В XVII веке в стене трапезной пробили дверь, уничтожившую часть композиции, а в XVIII веке помещение превратили в склад сена. Во время Второй мировой войны потолок и южную стену трапезной разрушила бомба. Предпринятая в 1954 году реставрация спасла роспись от дальнейшего разрушения, остатки живописи Леонардо были выявлены и закреплены. Однако о великом творении Мастера можно составить теперь только самое общее представление.

Огромная фреска (4,6 х 8,8 м) занимает всю торцевую стену трапезной. Христос, фигура которого находится в центре, на фоне дверного проема, и апостолы восседают за столом. Изображена драматическая кульминация трапезы, когда Христос произнес роковые слова: "Один из вас предаст меня". Они вызывают у апостолов гамму разнообразных чувств: отчаяние, испуг, недоумение, гнев; некоторые вскакивают с мест, бурно жестикулируют. Чтобы не создавать впечатление сутолоки, художник объединил персонажи в четыре группы по три фигуры в каждой и расположил их слева и справа от Спасителя. Леонардо отказался от традиционного размещения Иуды по другую сторону стола, но предатель сразу узнается среди участников трапезы – по отпрянувшей назад фигуре, судорожному жесту руки, сжимающей кошель, зловещему затененному профилю. Образ Христа – не только пространственный, колористический, но и духовный центр композиции. Учитель одинок в своем мудром спокойствии и покорности судьбе.

“Мона Лиза” (“Джоконда”)

Когда в 1499г. Милан был взят французскими войсками, Леонардо покинул город. Началась пора его скитаний. Некоторое время он работал во Флоренции. Там творчество Леонардо словно озарила яркая вспышка: он написал портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо ди Джокондо. Портрет, известный как “Джоконда”, стал одним из самых прославленных произведений мировой живописи.

Небольшой, окутанный воздушной дымкой портрет молодой женщины, сидящей на фоне голубовато-зеленого странного скалистого пейзажа, полон такой живой и нежной трепетности, что, по словам Вазари, в углублении шеи Моны Лизы можно видеть биение пульса. Казалось бы картина проста для понимания. Между тем в обширной литературе, посвященной “Джоконде”, сталкиваются самые противоположные толкования созданного Леонардо образа.

В истории мирового искусства есть произведения, наделенные странной, таинственной и магической силой. Объяснить это трудно, описать невозможно. В их ряду одно из первых мест занимает изображение молодой флорентийки Моны Лизы. Она, по-видимому, была незаурядной, волевой личностью, умной и цельной натурой. Леонардо вложил в ее удивительный, устремленный на зрителя взгляд, в знаменитую, словно скользящую улыбку, в отмеченное зыбкой изменчивостью выражение лица заряд такой интеллектуальной и духовной силы, которой поднял ее образ на недосягаемою высоту.

В последние годы жизни Леонардо да Винчи мало работал как художник. Получив приглашение от французского короля Франциска I, он уехал в 1517 году во Францию и стал придворным живописцем. Вскоре он умер. На автопортрете-рисунке (1510 – 1515 г.г.) седобородый патриарх с глубоким скорбным взглядом выглядел гораздо старше своего возраста.

Рукописи Леонардо

Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи служат его записные книги и рукописи. До нас дошло около 7 тысяч листов, покрытых записями или рисунками. Один из первых исследователей этих рукописных сокровищ отмечал в изумлении: "Здесь есть все: физика, математика, история, астрономия, философия, новеллы, механика. Словом – это чудо, но написано навыворот, так дьявольски, что не один раз я тратил целое утро, чтобы понять и скопировать две или три странички". Дело в том, что Леонардо писал свои дневники "секретным" зеркальным методом, справа налево, который придумал сам. Почему он замаскировал свои заметки? Может быть, таким образом он защищал себя от церкви? Мы знаем, что хотя Ренессанс и был периодом просвещения, церковь оставалась могущественной организацией. Большая часть того, что написал Леонардо, шло против учений церкви, и удивительно, что он не попал в большую беду. По другой версии выходило, что будучи левшой, эксцентричный Леонардо нашел более удобным писать таким методом. Как бы то ни было, такое его письмо еще усугубляет тот ореол таинственности, которым он окружал себя и которым отмечено все его творчество.

Писал Леонардо не по-латыни, как прославленнейшие гуманисты, его современники, которые в своем любовании классической древностью нередко теряли связь с действительностью, а живым, сочным, образным, порой простонародным итальянским языком.

Да, эти манускрипты – подлинное чудо. Гениальными рисунками, перед которыми у нас, точно также, как некогда у современников Леонардо, дух захватывает от восхищения, Леонардо да Винчи иллюстрировал великие мысли, острейшие наблюдения, глубокие, изумляющие нас провидения.

Нельзя себе представить, что Леонардо да Винчи мог жить и творить в другую эпоху. И тем не менее его личность выходила за пределы своего времени, поднималась над ним. Творчество Леонардо да Винчи неисчерпаемо. Сам мастер не оставил систематического изложения своих мыслей. В знаменитом “Трактате о живописи”, подготовленным после смерти Леонардо его учеником Франческо Мельци и оказавшим огромное влияние на теорию искусства, и других его записях большое внимание уделено изучению человеческого тела, сведениям по анатомии, пропорциям, зависимости между движениями, мимикой и эмоциональным состоянием человека. Он верил, что в живописи существуют правила также, как и в законах математики. “Трактат о живописи” включает изучение геометрии, оптики, перспективы и пропорции.

Искусство Леонардо да Винчи, его научные и теоретические исследования, уникальность его личности прошли через всю историю мировой культуры, оказали на нее огромное влияние.

Таблица 1. Знаменитые творения Леонардо да Винчи, дошедшие до наших дней

Название

Годы создания

Местонахождение

“Мадонна с цветком” (“Мадонна Бенуа”), картина 1472 г. Государственный Эрмитаж,

г. Санкт-Петербург

“Мадонна в гроте”, картина 1483 – 1494 гг. Лувр, г. Париж
“Мадонна с младенцем” (“Мадонна Литта”), картина 1490 – 1491 гг. Государственный Эрмитаж,

г. Санкт-Петербург

“Тайная вечеря”, фреска 1495 – 1497 гг. церковь Санта-Мария делла Грацие, г. Милан
“Трактат о живописи”, заметки по теории искусства 1498 г. Галерея Уффици, г. Флоренция

Оксфорд

“Мона Лиза” (“Джоконда”), портрет около 1503 г. Лувр, г. Париж

Леонардо да Винчи был живописцем, ваятелем и зодчим, певцом и музыкантом, стихотворцем-импровизатором, теоретиком искусства, театральным постановщиком и баснописцем, философом и математиком, инженером, механиком-изобретателем, предвестником воздухоплавания, гидротехником и фортификатором, физиком и астрономом, анатомом и оптиком, биологом, геологом, зоологом и ботаником. Но и этот перечень не исчерпывает его занятий.

Многие открытия и изобретения Леонардо были поистине удивительными. Когда он был еще молодым, он писал: "Я хочу сделать чудо".

Понимал ли он, что его желание осуществилось? Ренессанс был веком, когда люди только начали открывать новое и заново открывать старое в мироздании. Были художники, музыканты, ученые, архитекторы, математики, инженеры, изобретатели и философы, но только Леонардо да Винчи был единственным, кто объединял в себе все эти качества. Как только он начинал один проект, его тут же охватывала идея другого. У него было неиссякаемое воображение и оригинальность мышления. "Тот, кто при обсуждении цитирует авторитет, тот пользуется не интеллектом, а памятью", писал он. Леонардо, истинный сын Ренессанса, использовал свой интеллект, чтобы заглянуть в будущее и помочь сотворить мир, в котором мы сейчас живем.

  назад

На главную

 

Используются технологии uCoz