Образование перестраивается на марше

 
     События в сфере образования в последнее время развиваются стремительно. Педагогическое сообщество напряженно осмысливает распоряжение Правительства России от 21 июня 2005 года №840 о проведении очередного эксперимента в Кировской области. Суть его в том, что область предполагается разделить на 15 образовательных округов и в принципе изменить систему управления образованием. С учетом предложений, поступивших от глав муниципальных образований и депутатов Законодательного собрания, рабочей группой Департамента образования сформированы следующие округа: Кировский, Кирово-Чепецкий, Вятскополянский, Котельнический, Яранский, Слободской. Омутнинский, Советский, Нолинский, Белохолуницкий, Лузский, Мурашинский, Уржумский, Куменский, Оричевский.
      Кроме того, с 1 января 2006 года в силу вступит Закон "ОБ установлении нормативов формирования общеобразовательных учреждений в Кировской области", коренным образом меняющий систему финансирования школ. В конце ноября в правительстве области прошло совещание директоров средних общеобразовательных школ региона. На нем присутствовала председатель Совета руководителей образовательных учреждений города Слободского, директор средней школы №5 Л.Д. Смолина. Она рассказала корреспонденту "СК" о вопросах, которые были рассмотрены на совещании.

 

- Людмила Дмитриевна, кто был приглашен на совещание и какие вопросы стояли в повестке дня?

 

- На совещание приехали директора средних школ области и города Кирова, работники муниципальных управлений образования, председатели районных комитетов профсоюза, всего 430 человек. Вел совещание глава Департамента образования А.М. Чурин. Открывая его, он отметил, что правительство области обеспечивает управление образования в соответствии с политикой, определенной федеральной властью. Он напомнил, что в сентябре этого года Президент России В.В. Путин объявил о реализации крупномасштабных национальных проектов и дал указание Правительству РФ начать осуществление перехода на нормативное финансирование в системе образования. И теперь в регионе ведется работа по выстраиванию экономических механизмов и переходу на новую систему финансирования. Об этом и шла речь на совещании.
- В чем заключается система подушевого финансирования?

 

- Суть перемен в том, что с нового года областное правительство будет выделять школам ровно столько денег, сколько в ней учеников. Так называемое "подушевое финансирование" предусматривает стоимость обучения одного ученика начального звена в 4369 рублей, школьника 5-9 классов - в 6884 рубля, учащегося 10-11 классов - в 8456 рублей в год. В любом случае подушевое финансирование вводит главный принцип: деньги следуют за учеником, сколько учеников в школе - столько и денег.

 

- Что включают в себя нормативы финансирования?
- Это расходы на оплату труда работникам школы, расходы на развитие материальной базы учреждения, на учебные пособия и хозяйственные нужды. Если величину норматива принять за 100 процентов, то 96 процентов составит оплата труда работников школы и 4 процента - материальное обеспечение.
- У нас школы разные. В районе есть сельские малокомплектные, начальные. В городе действуют гимназия, лицей. В обычных школах, например, как ваша, открыты классы с углубленным изучением предметов.

 Финансирование для всех школ предполагается одинаковым?

- Я назвала минимальные суммы. К этим нормативам установлены и будут применять корректирующие повышающие коэффициенты, учитывающие вид программы - коррекционное, компенсирующее, углубленное обучение, индивидуальное обучение на дому больных детей, местонахождение школы.

 

- В связи с предстоящими изменениями обсуждался ли на совещании вопрос об оптимизации, сокращении сельских школ?
- А.М. Чурин сказал, что образовательная сеть области претерпевает изменения: за последние 10 лет количество учащихся сократилось на 105 тысяч человек. Вследствие демографической ситуации за эти годы закрыта 191 школа, из них в 2005 году - 52. В сельской местности школы полупустые, 57 процентов сельских школ с наполняемостью до 100 человек. Именно в этих школах стало снижаться качество обучения, что особенно видно по результатам единого государственного экзамена по математике.
Предполагаются качественные изменения в сети образовательных учреждений. При этом Анатолий Михайлович подчеркнул, что каждый учащийся, вне зависимости от места проживания, получит образовательные услуги стандартного качества и объема.

 

- Вы ведете речь о школе. Коснутся ли изменения дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей?
- Закон утверждает норматив финансирования общеобразовательных учреждений, в нем речь идет о школах. Вся полнота ответственности за дошкольное и внешкольное образование ложится на муниципалитеты.
- На совещании выступала председатель обкома профсоюза работников образования и науки Т.А. Макеева.

 Каково отношение профсоюзного лидера к грядущим переменам в образовании?

- Выступление Т.А. Макеевой было встречено аплодисментами. Она заострила внимание на социальных последствиях предстоящего. По ее словам, за всеми изменениями стоят судьбы людей.
- Людмила Дмитриевна, утверждается, что введение нормативного финансирования не означает уменьшения финансирования школ. Для образовательных учреждений новый подход выгоден. Он в целом поможет школе, даст возможность руководителю школы рационально использовать выделенные средства и эффективно выстраивать образовательный процесс.
- Будем на это надеяться. На сегодня очевидно, что эти процессы приведут к серьезным изменениям образовательной среды школы, содержания образования и управленческой структуры.
 

23.12.2005

Беседовала  Н. Мокерова.  "Слободские куранты"

НА ГЛАВНУЮ

Используются технологии uCoz