Экзаменационная работа по обществознанию для выпускников 11 класса средней (полной) общеобразовательной школы
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 70 заданий, которые разделены на 2 части.
Первая часть состоит из 30 заданий обязательного уровня, составленных на материале курса обществознания 10-11 классов. К каждому заданию дано 4 варианта ответов, из которых только один верный. Выбранные вами ответы заносятся в бланк.
Часть 2 состоит из 40 более сложных заданий разного типа. К большинству заданий дано 4 варианта ответов, из которых нужно выбрать правильный и занести его в бланк. При выполнении последних пяти заданий надо записать полученный вами ответ на листах, которые выдал вам экзаменатор. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование). Все необходимые черновые записи вы можете делать на этих же листах.
ВАЖНО! Для получения положительной оценки ДОСТАТОЧНО верно выполнить любые 18 заданий (только из первой части или из всей работы в целом).
ВАЖНО! Для получения оценки “отлично” НЕ ТРЕБУЕТСЯ решить абсолютно все задания работы, но среди верно выполненных должно быть не менее 2-х заданий с полным свободным ответом.
Внимательно прочитайте каждый вопрос и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Ответы записывайте разборчиво.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Однако если какое-то задание вам не удается выполнить сразу, то для экономии времени пропустите его и постарайтесь выполнить те, в которых вы уверены. Если останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
Проверьте, заполнили ли вы все поля бланка ответов, которые должны быть заполнены ДО начала выполнения работы.
Желаем Вам успеха!
ЧАСТЬ 1
В этой части 30 заданий. К каждому заданию даны 4 варианта ответа. Выбранные вами ответы заносятся в бланк.
1. Общество в отличие от природы:
1) подчиняется объективным законам развития
2) находится в постоянном изменении
3) является формой совместной жизни людей
4) образует естественную среду обитания человека
2. Если общество утрачивает способность к выполнению той или иной значимой функции, то это является признаком ...
1) регресса
2) эволюции
3) революции
4) реформы
3. Верны ли следующие суждения?
А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.
Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь
мнением других
людей о себе.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения не верны.
4. К социальным относятся потребности человека в :
1) отдыхе
2) пище
3) воде
4) общении
5. Установите соответствие: к каждому определению, данному в первом столбце, подберите соответствующие понятие из второго столбца. (Запишите соответствующие буквы, не нарушая последовательности определений первого столбца).
А. Приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя | Г. Самообразование |
Б.
Претворение в жизнь значимых для человека целей, планов, идей, проектов |
Д. Самопознание |
В.
Познание личностью своих собственных возможностей, качеств. |
Е. Самореализация |
1) А-Г; Б-Е; В-Д.
2) А-Е; Б-Г; В-Д.
3) А-Д; Б-Г; В-Е.
4) А-Д; Б-Е; В-Г.
6. Научное знание, в отличие от житейского, основано на ...
1) теоретическом обобщении достоверных фактов
2) здравом смысле
3) принципах морали
4) повседневном опыте.
7. Объективная истина - это знание...
1) достоверное , не зависящее от мнений и пристрастий людей.
2) нацеленное на практический результат.
3) разделяемое большинством людей.
4) раскрывающее смысл жизни
8. К социальным группам относятся...
1) сословия
2) партии
3) общественные движения
4) все вышеперечисленное
9. Ниже перечислены четыре социальные группы. Три из них имеют общий социально значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда:
1) дети
2) пожилые люди
3) мужчины
4) молодежь
10. Исторически сложившимся этническим общностям людей относятся...
1) нации
2) классы
3) государство
4) партии
11. Верны ли следующие суждения о ситуации в России?
A В последнее десятилетие в России возросла социальная дифференциация населения.
B Острой социальной проблемой в России стало падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения не верны.
12. Моральные нормы ...
1) поддерживаются страхом наказания
2) обеспечиваются силой государственного принуждения.
3) имеют оценочный характер, их нарушение встречает общественное осуждение.
4) закрепляют представление о прекрасном и безобразном в поведении людей, в производстве и быту.
13. Предотвратить межнациональные конфликты можно через ...
1) создание национально однородных государств.
2) компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства.
3) обеспечение прав и свобод всех граждан, независимо от национальной принадлежности.
4) последовательное наращивание военного потенциала государства.
14. Какому из приведенных ниже понятий соответствует следующее определение:
Система норм, устанавливаемых и охраняемых государством, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения.
1) мораль
2) политика
3) право
4) экономика
15. Конституция - это ...
1) свод всех законов государства.
2) принципы справедливого общественного устройства.
3) основной закон государства
4) все перечисленное выше.
16. Кто является источником власти в стране, имеющей демократическую политическую систему?
1) народ.
2) передовой общественный класс.
3) представители крупного бизнеса.
4) интеллектуальная элита общества.
17. Что из указанного относится к функциям государства?
1) Защита интересов страны на международной арене.
2) Выдвижение кандидатов на выборах.
3) Создание религиозных организаций
4) Выплата компенсаций акционерам разорившихся предприятий.
18. Какому из политических режимов соответствуют указанные признаки?
А Разделение государственных властей.
1 Тоталитарный Б Широкий круг прав и свобод граждан.
2 Демократический В Политический плюрализм.
Г Господство единой общеобязательной
идеологии.
Д Всесторонний контроль государства за
жизнью общества.
1) 1 - АГ; 2 - БВД
2) 1 - АД; 2 - БВГ
3) 1 - ГД; 2 - АБВ
4) 1 - БВГ; 2 - АД
19. Какая из перечисленных санкций применяется за административные правонарушения:
1) увольнение с работы
2) лишение свободы
3) штраф
4) ссылка
20. Примером правонарушения является следующий факт:
1) ученик Г., играя мячом, разбил окно в чужой квартире.
2) ученик С., получив в библиотеке книги, не поблагодарил библиотекаря.
3) ученик Е. не выполнил домашнее задание.
4) гражданин Л. вернул взятые у приятеля в долг 10 рублей через неделю после условленного срока.
21. Экономическая система, в которой решение относительно того, что, как и для кого производить, является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке, называется ...
1) традиционной экономикой.
2) рыночной экономикой.
3) централизованной (командной) экономикой.
4) колониальной экономикой.
22. Необходимым признаком рыночной экономики является ...
1) свободное ценообразование.
2) использование новых технологий.
3) высокое качество продукции.
4) рост числа крупных предприятий.
23. Уровень заработной платы на рынке труда определяется под непосредственным воздействием ...
1) спроса и предложения на труд.
2) уровня прожиточного минимума.
3) изменения числа специалистов высокой квалификации.
4) экономической политики правительства.
24. Что такое налог?
1) Безвозмездная добровольная помощь государству со стороны граждан.
2) Плата за коммунальные услуги.
3) Обязательный платеж, устанавливаемый государством для граждан и предприятий.
4) Сумма денег, выдаваемая предприятиям и гражданам на условиях возвращения с процентами.
25. При повышении цен на автомашины ...
1) спрос не изменяется.
2) предложение уменьшается.
3) спрос уменьшается, предложение не изменяется.
4) спрос и предложение остаются неизменными.
26. Воспроизведение и преобразование действительности в художественных образах лежит в основе ...
1) искусства
2) науки
3) производства
4) образования
27. Общим для науки и искусства является…
1) отражение действительности в художественных образах.
2) обоснованность предположений.
3) стремление к познанию действительности.
4) формирование чувства прекрасного.
28. Принципы: обоснованность, достоверность, системность, - обязательны в деятельности…
1) писателя.
2) скульптора.
3) ученого.
4) артиста.
29. Отношения людей с позиций добра и зла регулирует:
1) Право.
2) Мораль.
3) Наука.
4) Искусство.
30. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Можно быть духовно богатым человеком и совершать недобрые дела.
Б. Духовное богатство не позволяет человеку притупить в себе сострадание.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения не верны.
ЧАСТЬ 2
В этой части 40 заданий. К заданиям 31-55 даны 4 варианта ответа. Выбранные вами ответы заносятся в бланк.
31. Наиболее общее понятие, обозначающее существование человека во всем многообразии его проявлений, - это ...
1) сознание
2) творчество
3) социализация
4) бытие
32. Инженер А. потерял работу в связи с закрытием предприятия и не найдя работу по специальности вскоре серьезно заболел. Врачи предположили, что болезнь вызвана невозможностью заниматься привычным делом. Данная ситуация является примером проявления человека как существа ...
1) биологического
2) социального
3) биосоциального
4) биопсихосоциального
33. Что из указанного ниже отличает понятие "воспитание" от понятия "социализация"?
1) Осознанное и целенаправленное воздействие на человека окружающих людей
2) Приобщение личности к миру культуры.
3) Освоение человеком ценностей, способов и форм деятельности.
4) Усвоение и воспроизводство социального опыта.
34. Установите соответствие: к каждому определению, данному в первом столбце, подберите соответствующее понятие из второго столбца.
А Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя |
Г Индивид |
Б Отдельно взятый представитель всего человеческого рода |
Д Индивидуальность |
В Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств |
Е Личность |
1) А-Г; Б-Е; В-Д.
2) А-Д; Б-Е; В-Г.
3) А-Е; Б-Г; В-Д.
4) А-Г; Б-Д; В-Е.
35. Что из перечисленного является проявлением сознательного?
1) Способность человека точно воспроизводить действительность в мышлении.
2) Желания, стремления, переживания, в которых человек обычно не признается себе.
3) Сновидения, оговорки, влечения.
4) Неконтролируемые процессы, функции и состояния.
36. Какое из приведенных ниже слов пропущено в следующем предложении?
.................... - это процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку.
1) познание
2) сознание
3) деятельность
4) творчество
37. Восприятие - это...
1. форма чувственного познания
2. психическое свойство, присущее только человеку
3. способ преобразования мира
4. форма рационального познания
38. Достоверное знание, независимое от пристрастей и интересов людей - это...
1) справедливость
2) умозаключение
3) здравый смысл
4) объективная истина
39. Общество можно определить как ...
А. обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Б. совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами жизни и деятельности.
В. целостный социальный организм, включающий в себя большие и малые группы людей, а также связи и отношения между ними.
1) Только А.
2) Только Б.
3) Только В.
4) Все определения верны.
40. Что из нижеперечисленного можно отнести к противоречиям общественного прогресса.
1) Развитие техники ведет к возникновению как средств созидания, так и средств разрушения.
2) Развитие производства ведет к изменению социального статуса рабочего.
3) Развитие научных знаний приводит к изменению представлений человека о мире.
4) Человеческая культура претерпевает изменения под воздействием производства.
41. Глобальная проблема усиления разрыва между развивающимися и развитыми странами, находит выражение в ...
1) Росте задолженности стран третьего мира Западу.
2) Уничтожение лесов Африки и Амазонии.
3) Сокращении запасов нефти и газа в развивающихся странах.
4) В свертывании торговли стран Запада и государств третьего мира
42. Какие из приведенных понятий (в левом столбце) и определений (в - правом) соответствуют друг другу?
А Политическая система Д Процесс разработки, принятия и
реализации политических решений.
Б Политическая коммуникация Е Правовые, политические и
моральные правила, лежащие в основе жизнедеятельности политической системы.
В Политическое управление Ж Механизм реализации политической
власти и политического управления обществом.
Г Политические нормы З Распространение и передача политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и обществом.
1) А-Е; Б-З; В-Д; Г-Ж.
2) А-Ж; Б-Д; В-З; Г-Е.
3) А-Д; Б-Ж; В-Е; Г-З.
4) А-Ж; Б-З; В-Д; Г-Е.
43. Что из приведенного ниже является примером смешанной избирательной системы?
1) Половина состава Государственной Думы РФ избирается по мажоритарной системе, другая половина - по системе пропорциональной.
2) Конгрессмены США избираются по одномандатным избирательным округам, насчитывающим равное число жителей.
3) В Австралии победившим на выборах считается кандидат, набравший 50% + 1 голос.
4) Во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, во втором - большинства относительно.
44. Что из перечисленного следует исключить из характеристики гражданского общества?
1) Отношения между гражданами, основанные на юридическом равенстве сторон
2) Создание по инициативе граждан различных общественных организаций.
3) Регулярные призывы в армию.
4) Создание независимых от государства средств массовой информации.
45. В квартире известной актрисы отключили за неуплату коммунальных услуг электроэнергию и телефон.
Какая из нижеприведенных оценок данной ситуации соответствует принципам правового государства?
1) Действия властей неправомерны, так как в правовом государстве известные люди должны быть уважаемы и почитаемы.
2) Действия властей не правомерны, так как задеты честь и достоинства личности.
3) Действия властей правомерны, ибо с известных обществу людей спрос всегда выше.
4) Действия властей правомерны, ибо законы должны соблюдаться всеми гражданами независимо от их социального статуса.
46. Какому понятию соответствует следующее определение?
“Систематизированная группа правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений -это ...”
1) отрасль права
2) система права
3) источник права
4) институт права
47. Верны ли следующие суждения о правовых актах?
А. Правовые акты являются формой существования норм права.
Б. Правовые акты - это документы компетентных государственных органов, устанавливающие, изменяющие или прекращающие нормы права.
1) Верно только А.
2) Верно только Б.
3) Верно и А, и Б.
4) Оба суждения неверны.
48. Что из перечисленного ниже правильно характеризует связь между Конституцией и другими нормативными актами?
1) Конституция принимается в соответствии с другими нормативными актами.
2) Нормы Конституции равны по значению нормам других нормативных актов.
3) Все нормативные акты принимаются в соответствии с Конституцией.
4) Нормативные акты принимаются без согласования с положениями Конституции.
49. Верны ли следующие суждения?
А. Деление права на частное и публичное означает юридическое признание того, что государство имеет право вмешиваться во все сферы общественной жизни.
Б. Деление права на частное и публичное означает юридическое признание сфер общественной жизни, вмешательство в которые государства и его органов ограничено законом.
1) Верно только А.
2) Верно только Б.
3) Верно и А, и Б.
4) Оба суждения не верны.
50. К отраслям права относится:
51. Верны ли следующие суждения?
А. Во Всеобщей декларации прав человека собраны все документы о правах человека.
Б. Во Всеобщей декларации прав человека определены международные стандарты прав и свобод человека.
1) Верно только А.
2) Верно только Б.
3) Верно и А, и Б.
4) Оба суждения не верны.
52. Примером норм гражданского права является следующая норма;
1) Уклонение от призыва по мобилизации в ряды Вооруженных сил, наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
2) В Российской Федерации признается политическое многообразие, многопартийность.
3) Собственник в праве истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
4) Работа в сверхурочное время оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
53. Укажите, что характеризует экономическую дифференциацию общества.
1) Различие доходов и уровня жизни населения.
2) Существование в обществе различных этнических общностей.
3) Деление общества на управляющих управляемых.
4) Выделение в обществе различных групп по роду их деятельности.
54. Замужество, изменение гражданства, смена профессиональной деятельности – это проявления ...
1) социальной стратификации
2) социального неравенства
3) общественной нестабильности
4) социальной мобильности
55. В традиционной (патриархальной) семье в отличие от семьи демократического (партнерского) типа ...
1) главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни.
2) взрослые дети живут отдельно от родителей.
3) отношения между супругами строятся на взаимном уважении.
4) отец семейства занимает главенствующее положение.
56. Верны ли следующие суждения?
А. Для современной России характерно стабильное положение среднего класса.
Б. Активные социальные перемещения в современной России усиливают маргинализацию общества.
1) Верно только А.
2) Верно только Б.
3) Верно и А, и Б.
4) Оба суждения не верны.
57. Государственный бюджет - это ...
1) финансовый отчет правительства.
2) перечень планируемых доходов и расходов.
3) расчет прибылей и убытков.
4) сумма расходов правительства за предшествующий год.
58. Что из перечисленного относится к мерам денежно-кредитного регулирования?
1) Налогообложение.
2) Перепродажа ценных бумаг.
3) Предоставление ссуд предприятиям.
4) Изменение нормы банковских резервов.
59. Фондовый рынок - это ...
1) рынок недвижимости.
2) рынок товаров и услуг.
3) рынок ценных бумаг.
4) рынок средств производства.
60. Расположите в правильной последовательности перечисленные этапы поведения рационального потребителя.
А. Решение о покупке.
Б. Осознание проблемы или потребности.
В. Оценка альтернатив.
Г. Поиск информации.
1) Б, Г, В, А.
2) Г, В, А, Б.
3) Г, А, В, Б.
4) А, В, Г, Б.
61. Основной институт международной финансовой системы - это ...
1) Международная организация труда.
2) Всемирная торговая организация.
3) Международный валютный фонд.
4) Организация экономического сотрудничества и развития.
62. Все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а так же все их результаты в совокупности можно назвать ...
1) культурой
2) экономикой
3) мировоззрением
4) историей
63. Науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую деятельность людей включает в себя ...
1) общественное сознание
2) духовная жизнь общества
3) система права
4) общественная идеология
64. Признаком какой культуры является ее коммерческая направленность?
1) Народной
2) Элитарной
3) Массовой
4) Всех названных
65. Заниматься самообразованием – это значит:
1) самостоятельно работать с литературой.
2) посещать факультативные занятия.
3) добросовестно выполнять домашние задания.
4) работать в школе по индивидуальному плану.
В заданиях 66-70 надо записать полный ответ (объяснение, обоснование своего ответа) на специальном листе, выданном вам экзаменатором.
66. Назовите формы чувственного познания.
67. Укажите признаки понятия “право собственности”.
68. Угрожает ли демократии многообразие взглядов и позиций, представленных в средствах массовой информации? Аргументируйте свой ответ.
69. О каком социальном явлении идет речь в сказках о том, как трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, а находчивый бедняк становится богачом?
Поясните свой ответ.
70. В одной из развитых демократических стран журналистка опубликовала на страницах женского журнала очерк с указанием имен и фамилий участников семейной драмы, рассказанной ей в поезде случайной попутчицей. Попутчица подала в суд на журналистку и …
Допишите текст, указав, выиграла либо проиграла судебное дело случайная попутчица. Напишите, на какое понятие вы опирались в своем прогнозе.