(ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ Январь 2 '2003)
Предлагаемые экзаменационные билеты рекомендуются для школ (классов), изучающих основной курс информатики независимо от наличия или отсутствия кабинета, оснащенного вычислительной техникой.
Каждый билет содержит един теоретический вопрос и одно практическое задание, предложенное в формах:
- задачи по кодированию определению объема информации
или представлению числовой информации в десятичной, двоичной и других системах счисления; ,- практическое задание по информационным технологиям.
Практические задания могут быть изменены по усмотрению учителя в соответствии с оснащением школы вычислительной техникой.
Билет 1.
1 Информатизация общества. Основные этапы развития вычислительной техники,
2. Создание, редактирование, сохранение и распечатка текста в среде текстового редактора.
Билет
21. Функциональная схема компьютера. Основные устройства компьютера и их функции.
2. Решение расчетной задачи с использованием математических функций (среднее арифметическое, минимум, максимум н др.) среди чисел в среде электронной таблицы.
Билет 3
1. Характеристики процессора и внутренней памяти компьютера (быстродействие, разрядность, объем памяти и др.).
2. Разработка алгоритма перемещений и действий исполнителя типа Робот или Черепашка.
Билет № 4
1. Внешняя память компьютера. Носители информации (гибкие диски, жесткие диски, CD КОМ диски и пр.) и их основные характеристики.
2. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме на естественном языке или записи на языке программирования.
Билет № 5
1. Операционная система компьютера (назначение, состав, способ организации диалога с пользователем). Загрузка компьютера.
2. Создание, преобразование, сохранение, распечатка рисунка в среде графического редактора.
Билет № 6
1. Файловая система. Папки. Файлы (имя, тип, путь доступа). Операции с папками и файлами в среде операционной системы.
2. Решение задачи на построение графика функции в среде электронной таблицы.
Билет № 7
1. Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека. Привести примеры.
2. Решение задачи на упорядочивание данных в среде Электронной таблицы или в среде системы управления базами данных.
Билет № 8
1. Управление как информационный процесс. Замкнутые и разомкнутые схемы управления, назначение обратной связи. Привести примеры.
2. Практическое задание на создание на диске архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.
Билет № 9
1. Текстовый редактор. Назначение и основные возможности.
2. Разработка алгоритма или программы, формирующей на экране рисунок.
Билет № 10
1. Графический редактор! Назначение и основные возможности.
2. Разработка алгоритма или программы для решения задачи, содержащей команду повторения (оператор цикла).
Билет № 11
1. Электронные таблицы. Назначение и основные возможности.
2. Разработка алгоритма или программы для решения задачи, содержащей команды ветвления (операторы ветвления).
Билет № 12
1. Система управления базами данных. Назначение и основные возможности.
2. Решение расчетной задачи с использованием математических функций при записи арифметического выражения в среде программирования.
Билет № 13
1. Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Возможность автоматизации деятельности человека. Привести примеры.
2. Работа с файлами (переименование, копирование, удаление, поиск) в среде операционной системы.
Билет №14
1. “Линейная” алгоритмическая структура. Команда присваивания. Привести примеры.
2. Формирование запроса поиска данных в среде системы управления базами данных.
Билет № 15
1. Алгоритмическая структура “ветвления”. Команда ветвления. Привести примеры.
2. Инсталляция программы с носителя информации (дискет, CD-ROM)
Билет № 16.
1. Алгоритмическая структура. “цикла”. Команда повторения. Привести примеры.
2. Работа с дискетой, (форматирование, создание системной дискеты) в среде операционной системы.
Билет № 17
1. Исполнители команд: робот, автомат, человек, компьютер. Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Схема выполнения программы компьютером.
2. Исследование дискет: среде антивирусной программы на наличие вируса.
Билет № 18
1. Технология решения задач с помощью компьютера (моделирование, формализация, алгоритмизация, программирование, компьютерный эксперимент). Показать на примере задачи (математической, физической или др.).
2. Решение задачи на определение объема информации, преобразование единиц измерения количества информации.
Билет № 19
1. Способы передачи информации. Организация и структура локальных и глобальных компьютерных сетей.
2. Решение задач на представление чисел в десятичной, двоичной и других системах счисления.
Билет № 20
1. Глобальная сеть Интернет и ее информационные ресурсы (электронная почта, доски объявлений, телеконференция, поисковые системы и т. д.). Этические и правовые нормы работы с информацией.
2. Практическое задание на работу с электронной почтой (в локальной или глобальной компьютерной сети).