Школа актива
Данная форма работы - Школа актива существовала практически с основания нашей школы. Изначально, это была профильная пионерская учеба. Обучались категории: председатели советов отрядов, члены совета дружины, учкомы и т.д.
Но в 1991 году с распадом пионерской организации деятельность Школы актива была прекращена.
Спустя четыре года из-за сложности организации воспитательной деятельности данная форма была вновь введена в школе и практикуется по сей день.
Школу актива можно назвать объединением, объединением постоянно-эпизодическим. Как ни парадоксально это звучит, но эта формулировка в полной мере отображает характер данного объединения. Постоянное потому что учеба в нашей Школе проходит планомерно, а эпизодичность - относится к составу, но не потому что он не постоянен, а из-за того, что на каждой очередной учебе к основному добавляются новые “эпизоды” - участники. Об этом говорят цифры: (диаграмма). Если в прошлом 1999-2000 учебном году на Школе актива, проходящей в декабре, число участников составляло 70 человек, феврале - 90 человек, в апреле - 100 человек, а на последней, которая проходила уже в этом учебном году, в октябре, число участников составляло примерно 150 человек. И это количество только участников , то есть без учета комиссарского отряда.
Комиссарский отряд постоянен. Он формировался в момент восстановления Школы актива из числа наиболее активных и ответственных учащихся школы. Но дной активности для работы комиссара было недостаточно. И поэтому велась индивидуальная, кропотливая работа по формированию организаторских умений и навыков. В комиссарском отряде четко сформировалась традиция преемственности, то есть старшие ,более опытные, делятся своими знаниями с новичками.
Из комиссарского отряда уходят лишь выпускники школы, но хочется отметить то, что в данном составе отряда есть два человека, которые одновременно являются студентами 2 курса Кировских вузов, что не мешает им участвовать в Школах актива. И это не единственный случай.
Одной из тематических основ Школы актива является календарь работы школы, то есть учеба приурочена к какому-нибудь празднику или ключевому школьному мероприятию ( Новый год, Театральная осень, Юморина и т.д.)
Но все-таки основной задачей проведения Школы актива является воспитание организаторских умений и навыков, развитие творческой и конкурентноспособной личности, то есть личность, которая выйдя в социум, сможет легко держаться на плаву и ориентироваться в современной жизни общества.
Деятельность Школы актива делится на три части: первая - основная - учеба вожатского (комиссарского ) состава, вторая - для 5-7 классов и конечный этап - работа с 8-11 классами.
Учеба для комиссаров начинается с составления плана на год, то есть на первом занятии члены актива проектируют себе программу личностного роста и претворяют ее в жизнь весь год.
В результате чего происходит заметный рост уровня подготовки к занятиям, а главное - качество их проведения.
Приведу пример, если еще полтора года назад мне самой приходилось участвовать в проведении занятий, а также привлекать и других педагогов, а основная часть комиссаров была лишь пассивными наблюдателями, то уже через полгода вожатые сами проводили занятия. Конечно, первое время план занятий составлялся с моей помощью, зато сейчас я уже выступаю в роли пассивного наблюдателя занятий, которые проводят сами комиссары.
Система занятий построена таким образом, что на каждом из них отрабатываются некоторые умения и навыки организатора. Такие как:
· организаторские умения ( формирование грамотной речи);
· умение планировать работу;
· умение работать с группой;
· умение отслеживать результаты работы группы;
· умение корректировать деятельность свою и группы;
· умение моделировать досуговые формы;
· и т.д.
Вот лишь небольшой перечень занятий, которые проходят на нашей Школе актива.
- стрела планирования ( планирование деятельности)
- развитие творческих способностей;
- оформление стенгазеты;
- игры с эстрады;
- новогодние конкурсные программы;
- интеллектуальные игры;
- МФР;
- оригами ( мастерская Деда Мороза);
- практическое моделирование;
- сцендвижение (Азбука телодвижений);
- игротехника;
- и т.д.
Так же в ходе Школ актива часто проходят тренинги с привлечением школьного психолога; деловые игры и ролевые игры.
Ни одна учеба актива не остается не проанализированной, то есть в конце работы проходит анализ дня, диагностика. Чаще всего она проходит как в отряде так и на общем сборе. ( Наглядность)
В ходе диагностики отслеживаются различные ее аспекты. Это может быть и анализ занятий и самореализация и т.д.
Хочется сказать еще о том, что очень большую помощь в проведении школьной учебы актива оказывает работа городского лагеря актива, организованного методистами Дома Детского Творчества. Потому что практически 100 % комиссарского состава являются не только активными участниками, но и организаторами городской Школы актива.
Еще нельзя не отметить существующую взаимосвязь с областной очно-заочной школой актива “Лидер”. Это объединение вот уже 10 лет является методической базой для моей работы и , следовательно, для работы школьной учебы актива.
Пять человек из участников сегодняшней Школы актива являются учащимися ООЗШ “Лидер”, а двое из них уже являются организаторами детского досуга, то есть они получили удостоверение Института Усовершенствования Учителей г.Кирова.
И в завершении , хочется сказать о том, что за период с 1999 по 2003 учебные годы из участников школы актива 29 человек поступили в педагогические ВУЗы и колледжи, выбрав своей профессией преподавательскую деятельность. Это говорит о том, что ко всем вышеупомянутым целям и задачам школы актива можно смело добавить выход ее на профессиональное самоопределение.