Система диагностики и мониторинга в работе учителя -исследователя
ДИАГНОСТИКА – это процедура , направленная на выявление реального состояния предмета или явления ( с помощью методов исследования)
Требования к диагностике:
Теоретическая – Это соответствие результатов одной диагностики результатам другой диагностики |
Эмпирическая – Это соответствие результатов диагностики наблюдению |
У каждого педагога должен быть пакет диагностик
Диагностика зоны актуального и ближайшего развития.
(моментальная, поурочная, диагностика)
Должны определить зону ближайшего развития ученика. Ученику дается самостоятельная работа базисного уровня на 8-10 минут.
*если он с ней справился, он находится в зоне актуального развития.
Если у него есть затруднения, и он затрудняется – он находится в зоне ближайшего развития.
Правила организации разноуровневой обученности для учителя
Каждый ребенок должен учиться только в зоне своего ближайшего развития, а посему учитель должен знать четко свои задачи обучения для каждого уровня развития.
Уровень обучаемости ( способность к учению)
(3 раза в год)
ОБУЧАЕМОСТЬ - это восприимчивость к обучению.
Обучаемость 1 класса определяют 3-4 учителя ( в т.ч. обязателен математик).
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ОБУЧАЕМОСТИ.
а) Учитель выбирает небольшой по объему новый материал на 7-8 минут (делаетя это попредметно)
б) Повторяет все, что нужно для успешного усвоения новой информации.
в) Объясняет.
г) Показывает образец применения.
д) Предлагает самостоятельную работу
Алгоритм задания ученику:
Алгоритм обработки материала:
1) Когда 3-4 человека выполнят задание, собрать листочки у всех.
Уровень обученности ( результат)
ОБУЧЕННОСТЬ - это реально усвоенный уровень знаний, умений и навыков.
Он ( уровень) определяется тестовыми заданиями ( в них проявляются и педагогические , и психологические особенности личности)
Тесты включают в себя 4 уровня ( 1+2) 1 и 2 уровни - воспроизведения.
1 уровень обученности: - различение.
Он характеризует низшую степень, когда учащийся отличает объект от его аналогов только по ярко выраженным признакам.
2 уровень обученности - запоминание.
Учащийся может пересказать содержание текста, правила, но это не служит доказательством понимания.
3 уровень обученности - понимание.
Он предполагае нахождение существенных признаков и связей явлений, предметов на основе анализа и синтеза.
4 уровень - простейшие умения и навыки.
Показатель высокой степени обученности.
Умения – это закрепленные способы применения знаний в практической деятельности.
Навыки – это умения, доведенные до автоматизма
5 уровень – перенос:
Учащиеся умеют бобщать, применять полученные знания в новой ситуации. Это самый высокий уровень.
“4” и “5” – допустим.
Результаты уровня обученности
№ |
ФИ уч-ся |
Различение |
запоминание |
Понимание |
Умения, навыки |
Перенос |
% |
Уровень |
1 |
Иванов |
2 |
2 |
2 |
1 |
0 |
70 |
|
Ключ к обработке:
А) полностью – 2 балла
Б) частично – 1 балл
В) отсутствует - 0 баллов
Работа из 5 вопросов на каждый уровень. Вопросы должны быть составлены очень правильно. Баллы в строке должны идти по убыванию.
К =
7 /(5*2)* 100 % = 70Обучаемость выше обученности – работать с ребенком
Обучаемость = обученности – идеально
Обучаемость ниже обученности – ребенок очень старается
Подходы к диагнозу: если:
К 40 % - критический уровень
К=40-60 % - низкий уровень
К=60-80% - допустимый
К= 80-100 % - оптимальный
/Диагностики “б” и “в” желательно проводить 1 раз в полгода одновременно/
Уровень познавательного интереса
№ | Фи уч-ся |
5 класс |
6 класс |
||||||
1 четв | 2 четв | 3 четв | 4 четв | 1 четв | 2 четв | 3 четв | 4 четв | ||
1 | Иванов |
+ |
Ключ к обработке:
К = К (+)
* 100 % - уровеньК
( по списку)
К + К + К + К
* 100 %Целесообразно провести встречное анкетирование детей.
(Определение результата, как в диагностике 3 – “Уровень обученности”)
Уровень сформированности ОУУН
В школе нужно разложить по классам и учителям все навыки и составить план-сетку разработки.
В качестве диагностики предлагается задание, направленное на выявление того умения, которое отрабатывается в течение года.
Уровень самостоятельной творческой деятельности
( уровень познавательной самостоятельности)
( Метод независимых экспертов)
Инструкция к диагностике:
Работа проводится на два варианта и в режиме модульной технологии.
а) репродуктивный
б) конструктивный
в) творческий
запиши их в своей тетради и ответь на них.
1 вопрос – 3
2 вопроса – 4
3 вопроса – 5
Ключ к обработке:
Умение составл. воспросы |
Умение отвеч.на свои вопросы | Умение
отвеч. на вопросы других |
|||||||||||
№ | Фио уч-ся | Реп | Кон | Твр | Реп | Кон | Твр | Реп | Кон | Твр | Оценка | % | |
1 | Иванов | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 95 % | Оптим. |