Кто боится ЕГЭ ?
Первый Сибирский форум образования состоялся в Томске. Четыре дня его участники на конференциях, семинарах, круглых столах, экспозиционных площадках выставок-ярмарок, в прямом эфире Гостелерадиокомпании "Томск" профессионально обсуждали модернизацию образования в Сибири. Тем было затронуто множество, но одна неизменно вызывалабурю вопросов, суждений и мнений: единый государственный экзамен.
Еще бы! Этой весной все государственные вузы Томска, кроме
медицинского университета, подчиненного Минздраву РФ, будут зачислять на первый
курс по результатам ЕГЭ
.
Так решил Совет ректоров Томска, об участии области в этом эксперименте просил
министра образования губернатор В.Кресс. Процесс, как говорится, пошел, но
учительству, вузовским преподавателям, школьникам и их родителям далеко не все
ясно в его правилах.
В прошлом году мы провели ЕГЭ
по шести предметам в двух находящихся недалеко от Томска сельских районах. По
материалам Центра тестирования Минобразования РФ, чьи задания оказались
несколько труднее, чем на обычных школьных экзаменах. Результаты схожи с теми,
что получены в рамках федерального эксперимента в других регионах. Был даже
класс, который провалился по математике полностью.
ЕГЭ
тем и хорош, что позволяет получить объективную оценку учительского труда.
Сейчас ведь все в плену иллюзий: родители, ученики, учителя. А отметки в
аттестате не соответствуют действительности. Если бы это было по-другому, зачем
вступительные испытания в вуз? Устраивайте конкурс аттестатов.
Мы уже пять лет по материалам Центра мониторинга качества
образования нашего Института повышения квалификации проводим обследование школ,
охватывая примерно четвертую часть всех имеющихся в области. Результаты нашего
обследования, результаты ЕГЭ
у нас и на других территориях похожи: примерно 10 процентов двоек. Так, кстати,
во всем мире. По-другому только на традиционных выпускных экзаменах в российских
школах - там оценки завышены. Вузы школьной оценке не доверяют, отсюда и
вступительные экзамены. С этой точки зрения
ЕГЭ
необходим: иначе выпускник школы и его родители будут по-прежнему заблуждаться
относительно истинного уровня знаний абитуриента.
ЕГЭ
поможет выстроить рейтинг учителей, определить уровень качества преподавания
предметов по школам, районам. А значит, выяснив болевые места, можно будет
эффективнее исправлять ситуацию. Другое дело, на каком стандарте строить
объективную оценку. Пока нам сообщают лишь, сколько баллов набрал выпускник
определенного класса, а почему - нет.
Однако и сегодня ясно, что сдававший ЕГЭ
в 2002 году при получении аттестата ничего не проиграет. Положение о
ЕГЭ
таково, что если разница между
ЕГЭ
и годовой оценкой один балл, то в аттестат выставляется оценка, лучшая для
ученика. Если годовая - "З", а
ЕГЭ
- "4", то ставится "4". Но, если годовая - "4", а ЕГЗ - "3", то в аттестат -
"4". Даже схватив "2", выпускник имеет шанс получить в аттестат "3". А, значит,
через год пересдать
ЕГЭ
для того, чтобы подать документы в высшее учебное заведение. То есть везде
отстаиваются интересы ребенка.
ЕГЭ
,
я считаю, и при поступлении в вуз для ребенка и его родителей выгоднее: не надо
тратиться на дорогу, жить в городе непонятно где, еще раз сдавать экзамены.
Достаточно отправить копии документов туда, где, вероятно, конкурс будет по
силам, и ждать ответа. Нет возможности быстро пересдать
ЕГЭ
?
Но и сейчас вступительные экзамены в вуз не пересдают.
Кстати, в 2002 году, если по ЕГЭ
- "2", а в аттестате - "З", можно сдавать вступительные в вузы, не
участвующие в эксперименте. Когда же
ЕГЭ
сомкнется с ГИФО, это будет исключено. У нас в форме
ЕГЭ
сдают математику и химию. Математику как обязательный предмет - все, а химию -
те, кто предпочел ее для сдачи по выбору. Будет порядка 10,5 тысячи работ.
Проводить
ЕГЭ
будут по контрольно
Будем ли свозить всех выпускников в один зал для написания
экзамена? Не думаю. Современная техника позволяет устраивать экзамен в классных
комнатах, лишь бы дети сидели по одному и хватало наблюдателей, чтобы не
списывали и не было подсказок. Наблюдателями будут выступать работники вуза,
учителя других школ, но ни в коем случае не те, которые вели уроки. Будут ли на
экзаменах сотрудники ФСБ? Там, где дело касается секретности - сбора работ,
сканирования, отправки в Москву по электронной почте, -вероятно. Ведь сами
работы останутся в Томске, можно будет запросить копию, сравнить... Для
организации всего этого Управление образования области и вузы Томска создают
областной Центр аттестации качества образования. Подчиняться он будет сначала
Координационному совету по ЕГЭ
,
который возглавляет вице-губернатор В. Зинченко, а дальше - Государственной
экзаменационной комиссии области. В ГЭК войдут ректоры, все заведующие района,
представители общественности - всего человек 80. А пока люди, которые занимаются
организацией эксперимента, в том числе я и мои замы, проехали по всем районам:
собирали директоров и завучей школ, работников районного управления народным
образованием, заместителей глав администраций, курирующих школу, учителей
математики и химии выпускных классов этого года. Объясняли, что такое
ЕГЭ
,
зачем он нужен, как к нему следует готовиться. Показывали образцы
контрольно-измерительных материалов, демонстрировали, как дети должны заполнять
карточки, разъясняли всю процедуру. Вот-вот начнут действовать курсы для
учителей в ИПК и курсы для технических работников в Центре аттестации качества
образования.
Кто боится ЕГЭ
и внутренне противится эксперименту? Учителя страшатся, что их труд оценят
адекватно - и поставят в российский ряд, из которого могут вытеснить более
талантливые. А все разговоры, что "мы не работали с тестами" - либо от
упрямства, либо от безграмотности. Ни то, ни другое не красит учителя. И вообще,
я считаю, что из уст министра в конце концов должно прозвучать: "Коль
государство учит ребенка в школе, то государство и определяет процедуру
аттестации его знаний. И независимо от того, хотят родители, учителя или дети,
придется подчиниться правилам, установленным государством, ибо оно в ответе за
объективность документа".
Но вместо твердой позиции я вижу жесткость в проведении эксперимента. Это меня пугает. Если эксперимент проводится на 16 территориях, то его модели и вариации могут и должны быть разные. Тогда есть смысл сопоставлять результаты, сравнить, какие условия, где и на кого лучше сработали - на вуз, на ученика, на учителя. И, выбрав предпочтительную методику, рекомендовать ее на следующий год другим.
А нам сегодня диктуют: делайте так, не отступая ни влево, ни
вправо. Это не эксперимент, это тиражирование одной неотработанной модели.
Разница между моделями может быть существенной. Хотя бы вот в чем: если я ЕГЭ
написал на
Не нравятся мне и попытки министерства быстро увязать ЕГЭ
с ГИФО. На этапе эксперимента об этом и говорить не надо. Мы отрабатываем схему,
а не утрясаем количество бесплатных и платных мест в вузах, во всей высшей школе
России применительно к бюджету государства. Не стоит смешивать разные задачи.
Ответы получатся неправильные. Поспешим - запутаемся. На мой взгляд, в Томской
области разумно проводить эксперимент по
ЕГЭ
года три. Первый год по двум предметам в
Леонид ГЛОК, начальник Управления образования
администрации Томской области
"В стране всерьез началась реформа образования. На этот раз - жесткая. Ее ведут без особых эмоций, последовательно и систематически. Несмотря на подспудные протесты, ее проведут в этом нет сомнения. Вопрос в том - по разуму или против разума. Стратегия сохранения
прежней системы образования и сопротивления переменам уже не эффективна. Сегодня быть лидером - это быть субъектом реформ, а не тащиться вслед. Я вижу предпосылки лидерского положения томского образования в этой реформе. Собрав силы воедино, вы можете стать соучредителями действа, а не только хорошими исполнителями".Борис ЭЛЬКОНИН, доктор наук,
РАО, Психологический институт
Газета "Поиск", °12, 22 марта 2002г., стр.5.