Приложениe № 1.1.

Тема: “Охрана растений в Кировской области”

Путеводитель № 1.

Цель: Актуализировать знания об основных видах охраняемых территорий.

1.1. Внимательно прочитайте характеристики различных видов охраняемых территорий:

1) заповедник 2) заказник 3) национальный парк

а) охраняемая территория с частичным режимом охраны, на которой разрешены некоторые виды хозяйственной деятельности. Создается на короткое время , нет штат научных сотрудников.

б) охраняемая территория, одна из целей которой - осуществление просветительской деятельности ( проведение экскурсий , наблюдений).

в) охраняемая территория с полным режимом охраны, на которой запрещены все виды хозяйственной деятельности человека. Создается на длительное время, есть штат научных сотрудников.

1.2. Подберите к каждому понятию соответствующее определение. Запишите в тетради цифру и подходящую букву. Проведите самопроверку. Если допустили ошибку, перечитайте еще раз.

1.3. Перечислите отличия заповедника и заказника. Какие охраняемые территории в Кировской области вам известны?

1.4. Какие предложения по организации охраняемых территорий вы можете внести? Какие сложности в этой работе вы предполагаете?

 

 

 

 

Приложениe № 1.2.

Тема: “Охрана растений в Кировской области”

Путеводитель № 2.

Цель: Ознакомиться с редкими видами растений Кировской области и мерами по их охране.

1.1. Прослушайте внимательно рассказ учителя или сообщение одноклассников. Сделайте записи в тетради.

ноябрь 1979 г. 72 вида растений

4 категории

1 к. - Редкие виды. Подлежат полной охране.

2 к. - Исчезающие виды ( в последнее время резко сокращается численность). Бережное обращение, защита от обрывания и вытаптывания.

3 к. - Лекарственные растения. Виды нуждаются в охране от чрезмерных заготовок. Контроль над сбором, лицензионный сбор.

4 к. - Красивоцветущие растения. Охрана от обрывания в местах отдыха.

1.2. Прочитайте выданное вам краткое описание охраняемого растения.

1.3. Перечертите в тетрадь таблицу:

ВИД Краткое описание Отдел Категория. Предлагаемые меры по охране.
       

Заполните первую и вторую колонки таблицы.

1.4. Определите отдел, категорию, предложите меры по охране. Заполните третью и четвертую колонку таблицы.

1.5. Обсудите содержание таблицы в парах или в группах откорректируйте и дополните записи.

Приложениe № 1.3.

Тема: “Охрана растений в Кировской области”

Сосна сибирская ( кедр)

Редкий вид. В Кировской области проходит западная граница распространения. Обладает декоративными и оздоровительными свойствами, выделяют большое количество фитонцидов.

Щитовник мужской

С древности используется как противоглистное средство. Корневище ядовито. Применяется только по назначению врача. Произрастает в тенистых хвойно широколиственных лесах. Не достаточно хорошо приспособлены к современному климату. При нарушении местообитания погибают.

Ландыш майский

В Кировской области был широко распространен по тенистым дубовым, сосновым и сосново-еловым лесам. Ценится как лекарственное растение, поэтому заросли ландыша постепенно уничтожаются и сокращаются. Цветет рано и уничтожается так же как высокодекоративное растение.

Кувшинка чисто-белая

Многолетнее водное растение . Очень декоративно. Листья в диаметре 30 см, цветы 10-12 см. При сборе цветов корневище  повреждается и растение погибает.

Приложениe № 2.1.

Тема: “Внутреннее строение земноводных”

На уроке вы можете :

- узнать о внутреннем строении земноводных

- научиться находить во внутреннем строении земноводных признаки приспособленности к жизни в водной и наземно- воздушной средам обитания

- доказать и объяснить на основе знаний о внутреннем строении, что амфибии - первые наземные обитатели.

1.0. Цель: Изучить нервную систему земноводных.

1.1. Прочитайте текст на стр. ...... , рассмотрите рис. ........

1.2. Закончите предложения, запишите их в тетради.

Спинной и головной мозг земноводных составляют .........

Нервы, отходящие от спинного и головного мозга составляют.....

1.3. Сравните головной мозг рыб и земноводных. Найдите черты сходства и отличия.

1.4. Докажите взаимосвязь между однообразием движений земноводных по сравнению с рыбами и разницей в строении головного мозга представителей этих классов.

2.0. Цель: Изучить опорно-двигательную систему земноводных.

2.1. Прочитайте текст в учебнике на стр ......, рассмотрите рис ....... и раздаточный материал по скелету лягушки.

2.2. Найдите на рисунке, на раздаточном материале следующие кости: кости черепа, шейный позвонок, туловищные позвонки, крестцовый позвонок, грудину, лопатки, вороньи кости, ключицу, плечевую кость, кости предплечья, кости кисти, кости стопы, тазовые кости, бедренную кость, кости голени, кости стопы.

Распределив данные кости по отделам, заполните в тетради таблицу:

Скелет головы Скелет туловища Скелет плечевого пояса Скелет передней конечности Скелет пояса задних конечностей Скелет задних конечностей
           

2.3. Сравните скелет рыб и земноводных, найдите основные отличия.

2.4. Докажите, что различия в опорно-двигательной системе рыб и земноводных связаны с жизнью в разных средах.

3.0. Цель: Изучить дыхательную систему .

3.1. Прочитайте раздел “Дыхательная система”.

3.2. Назовите органы дыхательной системы земноводных, найдите их на рисунке.

3.3. Объясните, почему лягушка, у которой нет жабр, не задыхается под водой.

3.4. Докажите взаимосвязь между степенью развития легких у разных земноводных и местом их обитания.

4.0. Цель: Изучить кровеносную систему земноводных.

4.1. Прочитайте раздел “Кровеносная система”, рассмотрите рисунок.

4.2 . Ответьте на вопросы:

1) Какие органы образуют кровеносную систему?

2) Сколько камер в сердце земноводных?

3) Какая кровь называется артериальной?

4) Какая кровь называется венозной?

5) Как называются кровеносные сосуды, несущие кровь от сердца?

6) Как называются кровеносные сосуды, несущие кровь к сердцу?

7) Где начинается и где заканчивается малый круг кровообращения?

8) Где начинается и где заканчивается большой круг кровообращения?

9) Какую кровь получают все органы лягушки ( кроме головного мозга) ?

4.3. Сравните кровеносную систему рыб и земноводных, найдите черты отличия.

4.4. Докажите, что строение кровеносной и дыхательной системы рыб и земноводных обуславливают низкую интенсивность обменных процессов. Объясните к чему это приводит.

5.0. Цель: Проанализировать работу на уроке.

5.1. Выполните тест:

1) К ЦНС относится ....

а) головной мозг б) спинной мозг

в) спинной и головной мозг

2) Бедро, голень и стопа относятся к ......

а) поясу задней конечности

б) скелету задней конечности

в) скелету передней конечности

3) При погружении в воду лягушка дышит ....

а) только кожей

б) только легкими

в) легкими и кожей.

4) Число камер в сердце земноводных .....

а) 2 б) 3 в) 4

5.2. Запишите домашнее задание.

5.3. Сделайте вывод, ответив на вопросы: Как изменяется внутренне строение земноводных по сравнению с рыбами? С чем связаны эти отличия?

Запишите вывод в тетрадь.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ,

Приложениe № 2.2.

Тема: “Особенности внутреннего строения птиц”

На уроке вы можете:

- узнать о внутреннем строении птиц

- научиться находить во внутреннем строении птиц признаки приспособленности к полету

- доказывать и объяснять на основе знаний о внутреннем строении, что птицы - одна из наиболее высокоорганизованных групп позвоночных животных.

1.0. Цель: Изучить нервную систему птиц.

1.1. Прочитайте в учебнике Никишова на стр. 168 соответствующий раздел, рассмотрите рисунок.

1.2. Запишите отделы головного мозга птиц.

1.3. С развитием какого отдела связана высокая координация движений во время полета?

1.4. На основе знаний о НС докажите, что условные рефлексы у птиц вырабатываются быстрее, чем у пресмыкающихся.

2.0. Цель: Изучить опорно-двигательную систему птиц.

2.1. Прочитайте в учебнике Никишова текст на стр.54, рассмотрите рисунок 236 и раздаточный материал по скелету птиц.

2.2. Заполните таблицу, записывая названия костей по каждому из отделов.

Скелет головы Скелет туловища Скелет плечевого пояса Скелет крыльев Скелет пояса задних конечностей Скелет задних конечностей
           

2.3. Перечислите особенности скелета птиц, связанные с полетом. Развитие каких мышц обеспечивает способность к полету?

3.0. Цель: Изучить пищеварительную и выделительную системы птиц .

3.1. Прочитайте разделы “Пищеварительная система на стр.165, “Выделительная система” (стр 168), рассмотрите рисунок.

3.2. 1) Составьте схему пищеварительной системы птиц.

Пищеварительный канал Пищеварительные железы

ротовая полость ? ?

?

? ?

?

? ?

клоака

2) Назовите органы, образующие выделительную систему птиц.

3.3. Объясните, какое значение имеет для птиц большое количество пищи и ее быстрое переваривание.

4.0. Цель: Изучить дыхательную систему птиц.

4.1. Прочитайте текст на стр. 166-167 в учебнике Никишова, рассмотрите рис. 240, 241.

4.2. Из предложенного перечня выберите органы образующие дыхательную систему . Запишите буквы под которыми они обозначены в логической последовательности.

а) легкие б) зоб в) носовые отверстия г) сердце д) трахея е) воздушные мешки ж) бронхи

4.3. Объясните, какие преимущества дают птицам воздушные мешки.

5.0. Цель: Изучить кровеносную систему птиц.

5.1. В учебнике Никишова прочитайте раздел “Кровеносная система” на стр. 167-168, рассмотрите рисунки 242, 243.

5.2. Ответьте кратко на вопросы:

1) Сколько камер в сердце птиц?

2) Как они называются?

3) Где начинаются и где заканчиваются малый и большой круги кровообращения?

4) Какая кровь поступает ко всем органам тела птицы, кроме легких?

5.3. Объясните, какая особенность работы сердца связана с полетом.

6.0. Цель: Сделать выводы по уроку. Определить объем домашней работы.

6.1. К каждой из систем подберите короткую характеристику из предложенных ниже. Внесите в таблицу.

Нервная Опорно-двигательная Пищеварительная Дыхательная Кровеносная
         

а) кости легкие, наличие киля, сильное развитие грудных мышц.

б) 4-х камерное сердце, 2 круга кровообращения, снабжение органов артериальной кровью .

в) сильное развитие переднего, среднего мозга и мозжечка.

г) расширение пищевода - зоб, быстрое переваривание пищи

д) сильно ветвящиеся бронхи, легкие воздушные мешки.

6.2. Запишите домашнее задание.

6.3. На основе знаний о внутреннем строении птиц , докажите, что птицы более высокоорганизованные позвоночные животные. Объясните как это сказывается на их поведении и распространении в природе.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ

Приложениe № 2.3.

Тема: “Размножение и развитие птиц. Особенности их поведения.”

На уроке вы можете:

- узнать о строении органов размножения птиц, поведении птиц в период размножения, о типах развития птенцов.

- научиться находить взаимосвязь между строением и функциями, научиться сравнивать органы размножения и зародыши птиц, рыб, пресмыкающихся.

- доказывать на основе знаний о размножении птиц, что птицы наиболее высокообразованные среди изученных групп позвоночных животных.

1.0. Цель: Изучить систему органов размножения птиц.

1.1. Прочитайте текст на стр.169, рассмотрите рис.246.

1.2. Заполните таблицу:

  Женская особь Мужская особь
Половые клетки    
Половые железы    
Канал, по которому передвигаются половые клетки    

1.3. Выясните , какие изменения происходят с яйцом при продвижении по яйцеводу?

2.0. Цель: Изучить особенности поведения птиц в период гнездования.

2.1. При просмотре диафильма обдумайте ответы на следующие вопросы:

1) Каковы отличия в оперении самцов и самок?

2) Каково значение яркого оперения самцов, их громкого голоса?

3) Почему самки обычно окрашены менее броско?

4) Докажите, что сложное, разнообразное поведение птиц в период постройки гнезда обусловлены особенностями строения нервной системы птиц.

3.0. Цель: Изучить внутреннее строение яйца.

3.1. Рассмотрите рис.247 на стр.170, прочитайте пояснительный текст.

3.2. Запишите, что обозначено под каждой из цифр на схеме.

3.3. Сформулируйте коротко значение каждой части.

4.0. Цель: Изучить особенности развития зародыша.

4.1. Прочитайте текст на стр.170-171, рассмотрите рисунки 249, 250.

4.2. Выпишите условия, необходимые для развития зародыша.

4.3. Сравните зародыши птиц и пресмыкающихся.

4.4. Объясните, что доказывает сходство зародышей рыб, пресмыкающихся и птиц.

5.0. Цель: Изучить типы развития птенцов.

5.1. Прочитайте текст на стр.171, рассмотрите рисунок 251.

5.2. Заполните таблицу:

  Птенцовые птицы Выводковые птицы
Примеры птиц    
Особенности    

5.3. Объясните, какая существует зависимость между степенью заботы о потомстве и числом откладываемых яиц.

6.0. Цель: Проанализировать работу на уроке, определить объем домашней подготовки, сделать выводы.

6.1. Запишите в тетрадь схему, дополнив недостающие части:

оплодотворенная --- ____ ____ птенец

яйцеклетка условия выводковый ?

? ?

продвижение

по яйцеводу

6.2. Запишите домашнее задание.

6.3. На основе знаний о размножении и поведении, докажите, что птицы - наиболее высокоорганизованная группа среди изученных позвоночных животных.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Приложениe № 2.4.

Тема: “Особенности внутреннего строения млекопитающих”

На уроке вы можете:

- узнать внутреннее строение млекопитающих.

- научиться сравнивать внутреннее строение млекопитающих и других позвоночных животных.

- научиться доказывать взаимосвязь строения и функций различных органов млекопитающих.

- доказывать, что млекопитающие - одна из наиболее высокоорганизованных групп позвоночных животных.

1.0. Цель: Изучить нервную систему млекопитающих.

1.1. Прочитайте в учебнике Никишова раздел “Нервная система”, рассмотрите рис. 290, 291.

1.2. - Используя предложенные ниже слова, составьте в тетради схему

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

? ?

? ? ? ?

( Спинной мозг, ЦНС, головной мозг, нервы, отходящие к разным участкам тела; периферическая нервная система)

- запишите отделы головного мозга млекопитающих.

- отделы, которые более развиты у млекопитающих.

1.3. Обдумайте - каково значение извилин, которые образует кора больших полушарий многих млекопитающих.

1.4. Докажите, что млекопитающие - наиболее высокоорганизованная группа позвоночных животных ( покажите, как изменяется головной мозг позвоночных и как это влияет на соотношение безусловных и условных рефлексов в поведении животных.)

2.0. Цель: Изучить опорно-двигательную систему млекопитающих.

2.1. Прочитайте в учебнике материал о скелете и мускулатуре млекопитающих, рассмотрите раздаточный материал, рисунок на стр.194-195.

2.2. Запишите в тетради названия отделов скелета.

?

?

?

?

?

?

           

На раздаточном материале найдите кости под №№ 1,4,5,6,7,8,9,11,13,14,15,16,17,18,20,21,22,23,24,25,29,34,

35,36,39.

Запишите названия костей, распределив по отделам.

2.3. Обдумайте, как располагаются конечности у пресмыкающихся и у млекопитающих относительно туловища.

2.4. Докажите, что расположение определяет положение животного в пространстве.

3.0. Цель: Изучить пищеварительную систему млекопитающих.

3.1. Прочитайте соответствующий текст на стр. 196-198, рассмотрите рисунки 292,293,294.

3.2. Запишите в тетради схему пищеварительной системы, дополнив ее пропущенными терминами.

Пищеварительный канал Пищеварительные железы

Ротовая полость Слюнные

?

?

желудок железы желудка

?

Толстый кишечник

?

Анальное отверстие

3.3. Ознакомившись с особенностями пищеварительной системы различных млекопитающих, сделайте вывод - с чем связаны эти особенности.

4.0. Цель: Изучить кровеносную систему млекопитающих.

4.1. Прочитайте текст на стр.198 , рассмотрите рис.295.

4.2. Ответьте на вопросы:

1. К органам дыхания у млекопитающих относятся:

а) только легкие б) легкие и жабры

в) жабры г) легкие и воздушные мешки

2. Сколько камер в сердце млекопитающих:

а) 2 б) 3 в) 4 г) 5

3. Большой круг кровообращения начинается в:

а) левом предсердии б) левом желудочке

в) правом предсердии в) правом желудочке

4. Большой круг кровообращения заканчивается в :

а) левом предсердии б) левом желудочке

б) правом предсердии г) правом желудочке

5. Малый круг кровообращения начинается в :

а) левом предсердии б) левом желудочке

в) правом предсердии г) правом желудочке

6. Малый круг кровообращения заканчивается в:

а) левом предсердии б) левом желудочке

в) правом предсердии г) правом желудочке

7. Кровь, насыщенная кислородом называется:

а) артериальной б) венозной

8. Кровь, насыщенная углекислым газом, называется

а) артериальной б) венозной

4.3. Обдумайте, какие преимущества дает большая разветвленность бронхов млекопитающих, многочисленность легочных пузырьков?

4.4. Докажите влияние более совершенного строения дыхательной и кровеносной системы млекопитающих на интенсивность обмена веществ и температуру тела.

5.0. Цель: Проанализировать работу на уроке, определить домашнее задание, сделать вывод.

5.1. К названию системы (левый столбик) подберите характеристику (правый столбик):

1. Нервная система а) четырехкамерное сердце, два круга кровообращения
2. Опорно-двигательная б) дифференциация зубов
3. Пищеварительная в) увеличение переднего мозга, появление извилин
4. Кровеносная г)расположение конечностей под туловищем
5. Дыхательная д) сильное разветвление бронхов, многочисленность легочных пузырьков

5.2. Запишите домашнее задание.

5.3. Докажите, что млекопитающие наиболее высокоорганизованные позвоночные животные, приспособленные к жизни в разных средах..

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Приложениe № 3.1.

Тема: “Опорно-двигательная система.”

Урок 2. Особенности скелета человека.

1.0. Цель: Рассмотреть строение скелета головы.

1.1. Прочитайте в учебнике стр. 48 раздел “Скелет головы”, рассмотрите рисунок 50 и демонстрационную модель.

1.2. Заполните таблицу:

  Мозговой отдел Лицевой отдел
Название костей    
Тип костей    
Тип соединения костей    
Значение данного типа соединения костей    

1.3. Ответьте письменно на вопросы:

1) * Сравните череп человека и череп обезьяны. Каковы отличия и с чем , по вашему мнению, они связаны:.

2) ** В связи с чем ко времени рождения кости черепа ребенка полностью не срастаются (имеются роднички)? Что происходит с родничками в первые годы жизни?

2.0. Цель: Рассмотреть строение пояса конечностей и скелеты свободных конечностей.

2.1. Прочитайте параграф 13( стр.50) разделы “Скелет верхних конечностей” и “Скелет нижних конечностей”.

2.2. Рассмотрите рисунки. Составьте в тетради соответствующие схемы, выписав вместо цифр названия отделов и костей.

Скелет пояса и свободной Скелет пояса свободной

верхней конечности нижней конечности.

отделы отделы

2.3. Ответьте на вопросы:

1) К какому типу относятся кости конечностей?

2) Каков тип соединения конечностей костей?

* 3) Найдите отличия рассмотренных отделов скелета человека и соответствующих отделов скелета млекопитающих. С чем связано каждое из отличий?

3.0. Цель: Рассмотреть строение скелета туловища.

3.1. Прочитайте в параграфе 13 на стр.49 раздел “ Скелет туловища”, рассмотрите рис. 33 и 34.

3.2. Заполните таблицу:

  Грудная клетка Позвоночник
Название костей, их количество    
Тип костей    
Тип соединения костей    
Значение данного типа соед.костей.    

3.3. Ответьте на вопросы:

1) Какие отделы выделяют в позвоночнике человека?

* 2) Сравните грудную клетку и позвоночник человека с соответствующими отделами скелета млекопитающих. Найдите отличия. Объясните причины этих отличий.

4.0. Цель: Сделать вывод по уроку. Наметить этапы подготовки к следующему.

4.1. Ответьте на вопросы:

1) Назовите черты сходства и отличия скелета человека и животных.

*2) С чем связывают отличия скелета человека и скелета животных?

**3) Докажите связь между типом соединения костей и основной функцией данного отдела скелета.

Домашнее задание:

- повторить параграф 13

- для подготовки к следующему уроку просчитать и осмыслить параграфы 12, 14.

Приложениe № 3.2.

Тема: “Опорно-двигательная система.”

Урок 3. Состав, строение и рост костей. Первая помощь при повреждении скелета.

1.0. Цель: Рассмотреть состав костей.

1.1. Из перечисленного перечня выпишите в нужной последовательности слова в таблицу: упругость, неорганические, органические, твердость

Вещества, образующие кость Свойства, которые они придают
   
   

1.2. Продолжите фразу: С возрастом содержание органических веществ в кости становится меньше, следовательно ........

2.0. Цель: Рассмотреть строение длинных трубчатых костей.

2.1. Запишите, какие части кости обозначены на рисунке.

2.2. Ответьте на вопросы:

1) За счет какой части кости происходит ее рост в длину?

2) За счет какой части кости происходит ее рост в толщину?

*3) Объясните, какая особенность строения костей обеспечивает сочетание в ней прочности и легкости?

3.0. Цель: Рассмотреть строение сустава.

3.1. Запишите в тетради предложения включив вместо пропусков необходимые слова:

В суставе выпуклая часть одной кости входит в ...... другой кости. Головка кости покрыта ....... Кости заключены в .....

Пространство между костями заполнено.......... .

3.2. Ответьте на вопросы:

1) Каким образом достигается уменьшение трения между костями в суставе?

* 2) Назовите несколько суставов в вашем организме.

4.0. Цель: Охарактеризовать типы повреждения костей и первую помощь при них.

4.1. Прочитайте параграф 14 на стр. 55-58.

4.2. Заполните таблицу:

Вид повреждения Первая помощь *Физиологическое обоснование
1. Растяжение

2. Вывих

3. Перелом длин

ных трубчатых костей

4. Перелом ребер

5. Травма черепа

6. Перелом позво

ночника.

   

5.0. Цель: Обобщить знания, полученные на уроке.

5.1. Подготовьтесь сделать выводы по уроку. Составьте несколько вопросов по изученному материалу.

5.2. Запишите домашнее задание: параграфы 12-13 к следующему уроку, прочитать параграф 15.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Приложениe № 4.2.

Тема: “Органы чувств.”

План изучения темы:

1 урок - Значение и общий план строения органов чувств.

2 урок - Орган зрения.

3 урок - Органы слуха и равновесия.

4 урок - Органы мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса. Обобщение знаний.

5 урок - Повторение. Подготовка к проверочной работе по теме.

6 урок - Контроль знаний по теме.

Приложениe № 4.3.

Требования

к знаниям и умениям при изучении темы

“Органы чувств”.

В ходе изучения темы вы можете:

узнать:

- значение и строение органа зрения, причины и профилактику нарушения зрения

- значение и строение органа слуха, причины и профилактику нарушения слуха

- значение и расположение органов равновесия, обоняния и вкуса, кожного и мышечного чувства, причины нарушений в работе этих органов.

научиться:

- объяснять взаимосвязь трех составных частей анализатора

- объяснять взаимосвязь строения и функций органов зрения слуха, равновесия.

- объяснять причины дальнозоркости близорукости

- объяснять гигиенические правила по сохранению слуха и зрения

- доказывать, опираясь на знания физики правильность использования различных способов устранения нарушений зрения

- доказывать взаимосвязь органов чувств друг с другом и их частичную взаимозаменяемость

- доказывать ведущую роль нервной системы в осуществлении взаимосвязи организма с окружающей средой.

Приложениe № 4.4.

Задания, рекомендуемые для домашней подготовки к урокам.

К уроку № 2: Прочитать конспект урока в тетради , § 44 в учебнике Цузмера Из курса физики или по учебнику биологии § 45-46 вспомнить строение глаза.

Рассмотрите рисунок 129 на стр. 181, найдите пояснения в тексте “Строение глаза”.

Вспомнить причины дальнозоркости и близорукости.

Начать заполнение в тетради сводной таблицы “Органы чувств”.

К уроку № 3: Прочитать записи в тетради , повторить материал § 45-46.

Закончить составление рекомендации “Как сохранить зрение”.

Продолжить заполнение сводной таблицы “Органы чувств”.

Прочитать § 47, рассмотреть рисунки.

К уроку № 4: Повторить материал предыдущего урока по записям в тетради и § 47.

Закончить оставление рекомендации “Как сохранить слух”.

Закончить составление сводной таблицы “Органы чувств”.

Прочитать § 48, рассмотреть рисунки.

К уроку № 5 : Повторить § 44-48, ответить на вопросы после § , просмотреть записи в тетради по данной теме, обратить внимание на сводную таблицу “Органы чувств”.

К уроку № 6: Подготовиться к уроку контроля.

Обратить внимание на те вопросы, в освоении которых выявлены недочеты на предыдущем уроке.

При необходимости получите индивидуальные задания и консультации у учителя.

Приложениe № 4.5.

Тема: “Органы чувств”.

Урок 1 . Вводная лекция. “Значение и общий план строения органов чувств”.

План урока:

1. Последовательность изучения темы.

2. Требования к знаниям и умениям в результате изучения темы “Органы чувств”.

3. Значение органов чувств.

4. План строения органов чувств.

5. Обзор заданий для самостоятельной домашней подготовки.

Приложениe № 4.6.

Тема: “Органы чувств ”.

Урок 2. Орган зрения.

Используйте для работы § 45-46 (уч. Цузмера) и § 56,57,58 (уч. Батуева).

1.0. Цель: Рассмотреть строение зрительного анализатора

1.1 Назовите три звена, составляющие зрительный анализатор.

1.2. Рассмотрите строение глазного яблока. Подготовьтесь прочитать вслух текст, вставляя недостающие слова и показать детали строения глазного яблока на модели.

“ Снаружи глаз покрывает, его защищает ....... . Оболочка в передней части глаза проницаема для солнечных лучей. Она называется ....... . Кровеносные сосуды образуют ........ . Цвет глаз зависит от количества пигмента в .......... . В центре радужной оболочки находится отверстие - ......... . При сильном освещение диаметр зрачка ......... . При слабом освещении диаметр зрачка ......... . Прозрачная двояковыпуклая линза, преломляющая свет называется ......... . Кривизна этой линзы изменяется при помощи ......... . Пространство позади хрусталика заполнено прозрачной желеобразной массой - это .......

Зрительные рецепторы называются ........ и ......... .

Они находятся в сетчатке глаза.

1.3. Обдумайте ответы на вопросы:

- Что такое желтое пятно?

- Если изображение предмета оказывается спроецировано на то место сетчатки, откуда отходит зрительный нерв - предмет мы не видим. Почему так происходит?

- Справедлива ли по вашему мнению, поговорка “ В темноте все кошки серы”? Докажите ваши суждения.

2.0. Цель: Рассмотреть некоторые виды нарушений зрения.

2.1 Заполните таблицу:

Характерные признаки Виды на

Близорукость

рушения

Дальнозоркость

1.Изменения в строе

нии глаза

а) при врожденном нарушенияя

б) при приобретенном

2. Впереди или позади сетчатки глаза фоку

сируется изображение

3. Очки с какими линзами необходимы

   

2.2. Докажите, что при нарушении зрения каждому человеку нужен индивидуальный подбор очков.

3.3. Цель: Рассмотреть основные гигиенические требования, позволяющие предупредить нарушение зрения.

3.1. Выпишите правила и дайте их физиологическое обоснование:

Правило Физиологическое обоснование
1. Расстояние до рассматриваемого предмета 30-35 см.

2. Освещение слева.

3. Наличие абажура.

 

3.2. Обдумайте, как уменьшить опасность попадания в глаза пыли, грязи, инородных тел?

3.3. Докажите, что привычка читать в движущемся транспорте вредит зрению.

4.0. Цель: Подвести итог урока, определить объем домашней работы.

4.1. Обдумайте, как поступает зрительное возбуждение в головной мозг:

а) через стекловидное тело - зрительный нерв - зрительную зону коры.

б) из сетчатки в - зрительный нерв - зрительную зону коры

в) из сетчатки в - хрусталик - зрительный нерв - зрительную зону коры

г) от зрительного нерва в- сетчатку - хрусталик - зрительную зону коры.

Проверьте правильность своего суждения, верную последовательность запишите в тетради.

4.2. Запишите домашнее задание.

4.3. Составьте обоснованные советы для учеников начальных классов “Как сохранить зрение” ( работу рекомендуется продолжить и завершить дома.).

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Приложениe № 4.7.

Тема: “Органы чувств”

Урок 3. Органы слуха и равновесия.

Для работы используйте § 47 ( уч. Цузмера) и § 59-60 (уч.Батуева , раздел “Чувство равновесия”).

1.0. Цель: Рассмотреть строение слухового анализатора.

1.1. Назовите составные части слухового анализатора.

1.2. Заполните таблицу:

Отделы органа слуха Что входит в состав отдела
Наружное ухо

Среднее ухо

Внутреннее ухо

 

1.3. Обдумайте ответ на вопрос под знаком ! на стр 190 в учебнике Цузмера.

2.0. Цель: Рассмотреть функционирование слухового анализатора.

2.1. Запишите в тетрадь схему со стр. 190 учебника Батуева.

2.2.

Подготовьтесь объяснить:

Как человек определяет направления звука?

Какова связь частоты и амплитуды колебаний барабанной перепонки с высотой и силой звука?

Докажите, что появление наружного уха у млекопитающих является прогрессивным шагом в эволюции позвоночных.

3.0. Цель: Выяснить причины нарушения слуха.

3.1. Из пункта “Предупреждение нарушений слуха” ( стр.189 учебника Цузмера) выпишите причины, которые могут вызвать нарушения слуха.

3.2. Обдумайте , как можно предотвратить каждую из причин.

4.0. Цель: Изучить орган равновесия.

4.1. ( запишите в тетради)

1) Какова роль органов равновесия?

2) Перечислите части вестибулярного аппарата.

4.2. Обдумайте , почему в космосе орган равновесия не помогает космонавтам ориентироваться в пространстве?

4.3. Докажите, что перенесенные инфекционные заболевания могут стать причиной нарушения работы органов равновесия.

5.0. Цель: Проверить усвоение основных знаний , определить объем домашней подготовки.

5.1. Выполните в тетради тест:

1. Рецепторы слухового анализатора располагаются:

а) в среднем ухе

б) в наружном ухе

в) в улитке

2. Полость внутреннего уха заполнена:

а) воздухом

б) жидкостью

в) воздухом и жидкостью

3. Звуковые колебания от стремени к волоскам улитки передаются посредством:

а) воздуха

б) мембраны

в) жидкости

г) прямого контакта

4. В состав внутреннего уха входят:

а) ушные косточки б) улитка

в) полукружные каналы

г) барабанная перепонка

5. Слуховая зона коры больших полушарий находится в: а) теменной доле б) височной доле

в) затылочной доле г) лобной доле

6. Анатомо-физиологические изменения полукружных каналов приводят к :

а) воспалению среднего уха

б) ослаблению слуха

в) глухоте

г) головокружению, нарушению равновесия

5.2. Составьте советы для учеников начальных классов “Как сохранять хороший слух” ( работу рекомендуется продолжить и закончить дома).

5.3. Запишите домашнее задание.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Приложениe № 4.8.

Тема: “Органы чувств”

Урок 4. Органы мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса.

Обобщение по теме.

1.0. Цель: Изучить органы осязания и мышечного чувства, обоняния, вкуса.

1.1. Прочитайте § 60 в учебнике Батуева.

1.2. Ответьте на вопросы:

1) Каково значение органа осязания и мышечного чувства?

2) Полезно или вредно для организма чувство боли. Докажите свое суждение.

3) Где располагаются обонятельные рецепторы?

4) Какие участки языка к какому вкусу более восприимчивы?

1.3. Докажите на конкретных примерах , что обонятельный, вкусовой и кожный анализаторы работают в тесном контакте друг с другом.

2.0. Цель: Обобщить знания о различных анализаторах.

2.1. Сверьте с соседом по парте правильность заполнения таблицы “Органы чувств”.

    Чем представ лены звенья а нализатора
Название анализатора Какую функцию выполняет Воспринимающее проводнико

вое

обрабатывающее
         

2.2. Приведите примеры, подтверждающие, что при повреждении каких-либо органов чувств, организм способен компенсировать их деятельность за счет других органов чувств.

2.3. Докажите, что взаимодействие ощущений - непременное условие полноценной деятельности человека.

3.0. Цель: Обобщить знания о гигиене органов чувств.

3.1. Обсудите в группе составленные вами рекомендации

“Как сохранить зрение” и “Как сохранить слух”.

3.2. Подготовьтесь к защите выработанных в вашей группе рекомендаций.

4.0. Цель: Проанализировать работу на уроке.

4.1. Оцените суждения о том, что видим и слышим мы не только глазами и ушами , но и мозгом.

4.2. Проверьте запись домашнего задания.

4.3. Выскажите свои мнения о возможности дальнейшего использования “рекомендаций” , выработанных на сегодняшнем уроке.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Приложениe № 4.9.

Тема: “Органы чувств.”

Урок 5. Повторение. Подготовка к контрольной работе.

1.0. Цель: Проверить усвоение основных понятий по теме.

1.1. Ответьте на вопросы теста:

1) Анализатор - это:

а) рецептор

б) рецептор и чувствительный нейрон

в) рецептор, чувствительный нейрон, зона коры больших полушарий.

2) Зрительная зона коры больших полушарий находится в

а) теменной доле

б) височной доле

г) лобной доле

д) затылочной доле

3) Двояковыпуклая линза, преломляющая свет, называется:

а) хрусталик

б) роговица

в) стекловидное тело

4) Зрительные рецепторы находятся в :

а) радужке

б) роговице

в) сетчатке

5) При ярком освещении диаметр зрачка:

а) увеличивается

б) уменьшается

в) не изменяется

6)Полость внутреннего уха заполнена:

а) воздухом

б) жидкостью

в) жидкостью и воздухом

7) Причина приобретенной близорукости - это:

а) нарушение в зрительной зоне больших полушарий

б) нарушение в области зрительного нерва

в) недостаточная кривизна хрусталика

г) увеличение выпуклости хрусталика

8) Слуховая зона находится в:

а) теменной доле

б) височной доле

в) затылочной доле

г) лобной доле

9) К среднему уху относятся:

а) молоточек, наковальня и стремечко

б) ушная раковина и наружный слуховой проход

в) полукружные каналы

10) Причина дальнозоркости - это:

а) помутнение роговиц

б) нарушение зрительного нерва

в) уменьшение кривизны хрусталика

г) нарушение зрительной зоны коры.

11) В состав внутреннего уха входят:

а) ушные косточки

б) улитка и полукружные каналы

в) барабанная перепонка

12) Изменение полукружных каналов внутреннего уха приводят к:

а) воспалению среднего уха

б) ослаблению слуха

в) глухоте

г) головокружению, нарушению равновесия

13) Орган вкуса реагирует только на:

а) газообразные вещества

б) растворенные вещества

в) вещества в любом агрегатном состоянии

14) Рецепторы, воспринимающие температуру, давление предмета , шероховатость и гладкость, находятся :

а) на языке б) в носовой полости

в) в коже г) в сухожилиях

15) Обонятельные рецепторы находятся:

а) на языке б) в носовой полости

в) в коже г) в мышцах

1.2. Оцените работу , используя ключ для проверки.

1.3. После выполнения теста самостоятельно переходите к у.э. 2. Если понятия усвоены недостаточно, выполните повторный тест.

2.0. Цель: Обдумать и обсудить вопросы, связанные с анатомо- физиологическими особенностями изученных анализаторов.

2.1. Обдумайте или обсудите с соседом по парте вопросы:

1)Почему у начинающего шофера, который постоянно следит за дорогой, показаниями приборов и дорожной обстановкой, быстро устают глаза?

2) Почему человеку с ослабленным зрением необходим строго индивидуальный подбор очков?

3) Почему инфекционные заболевания ( грипп, ангина) могут привести к воспалению среднего уха, а иногда и ухудшению слуха?

4) При взлете самолета пассажирам рекомендуется сосать леденцы. Чем это объяснить?

5) В Древней Греции говорили : “Боль - это сторожевой пес здоровья.” Объясните эти слова.

6) Почему при длительном катании на карусели могут возникнуть неприятные ощущения ( головокружение, тошнота)?

7) Человек обладает хорошо развитым обонянием, однако находясь длительно в загрязненном воздухе, например в прокуренной комнате, люди перестают ощущать неприятные запахи. Почему?

8) Почему, испытывая сильный страх, человек может не ощущать вкуса пищи?

9) Развитие каких анализаторов компенсирует у слепоглухих отсутствие зрения и слуха? Докажите примерами.

3.0. Цель: Применить знания, сделать выводы.

3.1. Выполните задания по выбору.

1. Решить кроссворд по изученной теме.

2. Решить задачу с использованием знаний по физике.

3.2. На основе изученной темы “Анализаторы” докажите, что одна из функций нервной системы - взаимосвязь организма с окружающей средой.

4.0. Проверьте запись домашнего задания.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Кроссворд

По горизонтали: 1. Рецептор, воспринима

ющий давление. 3. Важнейшее кожное чувство. 5. ....... защищает глаз от попадания в него пота. 6.Круглое отверстие в центре радужной оболочки. 7.Орган слуха. 8.Кожная складка вокруг глаза. 10.Чувство, воспринимаемое сосочками языка. 12. Специальный чувствительный орган. 13. Нарушение зрения. 14. Слуховая косточка.

19. Одна из костей среднего уха.

20. Восприятие запахов. 21. Орган зрения. 22. Структура глаза, преломляющая свет.

23. Потеря зрения. 24. Тонкая оболочка внутренней стенки глаза.

По вертикали: 1. Нарушение зрения.

2. Известковый кристалл вестибулярного аппарата. 4. Часть склеры в области радужки глаз. 9.Структура внутреннего уха. 11. Слуховая косточка. 13. Один из слоев кожи, где располагаются рецепторы. 15. Светочувствительная клетка. 16. Волос на лице, предохраняющий глаз от попадания в него частиц пыли.

17. Продукт слезных желез.

18. Окончание чувствительных нервных волокон., воспринимающих и преобразующих внешнее раздражение.

21.Потеря слуха.

Задача

Используя знания по физике ( тема “Оптика”) докажите, что именно двояковыпуклые линзы нужны при дальнозоркости и двояковогнутые при близорукости. Какая из этих линз является собирающей, а какая рассеивающей?

Повторный тест

Оцените правильно или не правильно то или иное суждение . Выпишите номера правильных суждений.

  1. Система, состоящая из рецептора , проводящего пути и зоны коры больших полушарий называется анализатором.
  2. Термин “анализатор” впервые в физиологию был введен И.М.Сеченовым.
  3. Цвет радужки глаза зависит от количества и характера пигмента.
  4. Хрусталик имеет форму двояковыпуклой линзы, он прозрачен, расположен позади зрачка.
  5. Слепое пятно сетчатки - это место наилучшего видения.
  6. Позади хрусталика находится стекловидное тело - прозрачная желеобразная масса.
  7. При близорукости изображение фокусируется позади сетчатки.
  8. При дальнозоркости изображение фокусируется впереди сетчатки.
  9. Орган слуха делится на наружное, среднее , внутреннее ухо.
  10. Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода.
  11. Барабанная перепонка находится между средним и внутренним ухом.
  12. Среднее ухо соединяется с носоглоткой при помощи слуховой трубы.
  13. Зона слуховой чувствительности расположена в височной доле коры больших полушарий.
  14. Обонятельные рецепторы находятся в носовой полости.
  15. Молоточек, наковальня и стремечко относятся к внутреннему уху.

Приложениe № 4.10.

Тема: “Органы чувств.”

Урок 6. Проверочная работа по теме.

1 вариант.

Задание 1.

Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. В глазу не участвуют в преломлении света:

а) роговица б) хрусталик в) зрачок г) стекловидное тело

2. Анатомо-физиологические причины дальнозоркости:

а) недостаточная кривизна хрусталика

б) помутнение роговицы

в) нарушения в области зрительного нерва

г) излишняя выпуклость хрусталика

д) нарушения в зрительной зоне коры больших полушарий.

3. Зрительная зона коры больших полушарий находится в :

а) лобной доле б) височной доле в) затылочной доле

4. Рецепторами сумеречного зрения являются:

а) палочки б) колбочки

5. Рецепторами слухового анализатора являются:

а) хеморецепторы б) механорецепторы в) фоторецепторы

6. Полость внутреннего уха заполнена :

а) воздухом б) жидкостью в) воздухом и жидкостью

7. К среднему уху относится:

а) молоточек, наковальня и стремечко

б) улитка

в) слуховой проход

8. У слепых людей компенсация потери зрения при распознавании букв в большей степени происходит благодаря:

а) слуховому анализатору

б) вкусовому анализатору

в) кожному анализатору

9. Орган обоняния реагирует на :

а) газообразные вещества

б) растворенные вещества

в) твердые вещества

г) вещества в любом агрегатном состоянии

10. Мышечная зона коры больших полушарий находится в :

а) теменной доле б) височной доле

в) затылочной доле г) лобной доле

11. Кожное чувство не воспринимает:

а) давление б) тепло в) боль г) вкус

12. Рецепторы, относящиеся к вкусовому анализатору:

а) хеморецепторы б) электрорецепторы в) фоторецепторы

Задание 2.

Из предложенных ниже вопросов ответьте развернутую на любые три.

1. Почему черепно-мозговая травма может привести к нарушению зрения?

2. Почему сильный шум может вызвать снижение остроты слуха?

3. Какое значение имеет вкус пищи для пищеварения?

4. Длина ушей у летучих мышей почти равна длине тела, а у человека намного меньше. Какое это имеет значение?

5. С нарушением каких функций связано такое неприятное состояние как “морская болезнь”. Какие способы тренировки позволяющие избавиться от этого состояния вы можете предложить?

6. По предложенным рисункам объясните, на каком физическом явлении основан данный способ устранения нарушения зрения . Докажите его эффективность.

Тема: “Органы чувств.”

Урок 6. Проверочная работа по теме.

2 вариант.

Задание 1.

Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. Поступающую силу света внутрь глаза регулируют:

а) веко б)сетчатка в) хрусталик г) зрачок

2. Анатомо-физиологические причины близорукости:

а) нарушения в зрительной зоне коры больших полушарий.

б) нарушение в области зрительного нерва

в) помутнение хрусталика

г) нарушение эластичности хрусталика , его излишняя выпуклость д) нарушения эластичности хрусталика, его недостаточная кривизна.

3. Анализатор - это:

а) рецептор б) рецептор и чувствительный нерв

в) рецептор, чувствительный нерв и зоны коры больших полушарий.

4. Рецепторами зрительного анализатора являются:

а) фоторецепторы б) терморецепторы

в) хеморецепторы г) механорецепторы

5. Слуховая зона коры больших полушарий находится в :

а) теменной доле б) височной доле

в) затылочной доле г) лобной доле

6. Звуковые колебания от стремени к волокнам улитки передаются посредством:

а) воздуха б) мембраны в) жидкости г) прямого контакта

7. В состав внутреннего уха входят:

а) ушные раковины б) улитка в) барабанные перепонки

8. Анатомо-физиологические изменения полукружных каналов внутреннего уха приводят к :

а) воспалению среднего уха б) ослаблению слуха

в) глухоте г)головокружение, нарушение равновесия

9. Орган вкуса реагирует только на :

а) газообразные вещества б)растворенные вещества

в) твердые вещества г) вещества в любом агрегатном состоянии

10. Кожная чувствительная зона больших полушарий находится в :

а) лобной доле б) теменной доле

в) височной доле г) затылочной доле

11. Рецепторы воспринимающие температуру, давление предмета, шероховатость и гладкость находятся:

а) в носовой полости б) в коже в) в сухожилиях и связках

12. Рецепторы, относящиеся к обонятельному анализатору:

а) хеморецепторы б) механорецепторы в) фоторецепторы

Задание 2.

Из предложенных ниже вопросов ответьте развернуто на любые три.

1. Почему черепно-мозговая травма может привести к нарушению слуха?

2. Почему привычка читать в движущемся транспорте может привести к ослаблению зрения.

3. Каково значение особо высокой чувствительности вкусовых рецепторов к горькому

4. Развитие. каких анализаторов компенсируется у слепоглухих отсутствие зрения и слуха? Докажите примерами.

5. Какие способы предполетной тренировки вестибулярного аппарата космонавтов вы можете назвать? Каково значение этой тренировки?

6. По предложенным рисункам объясните, на каком физическим явлении основан данный способ устранения нарушения зрения. Докажите его эффективность.

на главную

Используются технологии uCoz