Поздним летом на хлебных нивах или посевах рапса в Великобритании (да теперь и в других местах, в частности, в Краснодарском крае, как мы сообщали в № 41/2000) регулярно появляются таинственные рисунки, выполненные из примятых злаков. Рисунки бывают самыми разными – геометрически симметричными и вовсе несимметричными, с множеством повторяющихся элементов и в виде простого круга. Создано даже общество «сереалогов» (от англ. сereal – зерновая культура) по разгадыванию этих художеств: кто, как и когда именно их создает?
Один из вариантов ответа дал английский ученый Мэтт Ридли. в своей книге «Как заваливать пшеницу глубокой ночью» (Matt Ridley. How to get the wheat in the dead of night) он пишет [вольный пер. с англ. – Н.К.]: «Свой первый круг я сделал в 1991 г. Мне хотелось проверить, просто ли его сделать, потому что я был глубоко убежден, что все эти круги – дело человеческих рук. И вот в одну из августовских ночей мы с шурином, приехавшим погостить из Техаса, отправились на поле почти созревшей пшеницы, воткнули в землю кол, привязали к нему веревку поближе к основанию и стали описывать ею окружность, сминая колосья. Веревка не везде ровно приминала растения, пришлось кое-где поработать ногами, но в результате получился ровный круг.
Два дня спустя местный фермер – моя первая жертва – возбужденно сообщил властям о появлении на его поле таинственного круга. После этого я легко сделал еще два круга, усовершенствовав технологию: протаскивал на веревках по жнивью легкий садовый каток, наполняемый водой. Вскоре я научился выполнять довольно сложные фигуры меньше чем за час.
Пройти в глубь поля, не оставив следов, не так сложно, особенно в сухую погоду, – надо просто аккуратно ставить ноги. Есть и более изощренные способы: например, одна группа «кругоделателей» использовала две узкие тумбы, перескакивая с одной на другую.
В начале 90-х гг. в СМИ прошла истеричная кампания по загадочным кругам. Сереалоги уверяли, что такое большое количество кругов никакие мистификаторы создать не могут, что фигуры слишком сложные, что они появляются на полях, за которыми ведется тщательное наблюдение (как же!), что появление кругов сопровождается неземными шумами (когда я прослушивал подобные записи, то легко узнавал ночные трели кузнечиков).
Самое смешное утверждение: эксперты-сереалоги якобы могут различать «натуральные» круги от «поддельных», выполненных людьми. И вот один такой эксперт с важностью вещал перед камерой о натуральности круга, хотя на самом деле круг был сделан по заказу одного ТВ-канала, причем весь процесс был заснят на пленку. Однако развеять доверчивость репортеров просто невозможно, отчасти из-за того, что дело это очень прибыльное. Когда «перводелатели» (в 1978 г.!) Д.Чорли и Д.Боуэр признались в деле рук своих, они были изгнаны с ТВ как фальсификаторы. Да и моя собственная статья в газете была объявлена «правительственной дезинформацией», а я сам – агентом разведки М15.
Конечно, ведь на туманные книги о кругах и длительные экспедиции по наблюдению за этими феноменами выделяются бешеные деньги – до 2 тыс. долл. на эксперта. Да и надо же подогревать интерес общественности к СМИ, так что даже такая уважаемая газета, как «Уолл- стрит джорнэл» не брезгует публиковать статьи, не оставляющие места разумным объяснениям появлению рисунков на полях.
Я не имею понятия, кто конкретно делает сложные фрактальные и геометрические рисунки, но принцип Оккама подсказывает, что скорее всего это просто студенты, а отнюдь не пришельцы.
|
|
|
|
|