Фамусов и жизненная философия “отцов” в комедии Грибоедова “Горе от ума”.

Книги, как и люди, имеют свою судьбу. Это древнее изречение можно отнести к комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Через века автор устами героев говорит с нами, и язык его понятен, как понятны проблемы, двигающие развитием действия.

Комедия “Горе от ума” строится на противопоставлении Чацкого и фамусовского общества. Образно говоря, в произведении мы наблюдаем два “лагеря”, правда силы в них слишком неравны. Чацкий . “один в поле воин”, он противопоставлен целому “скопищу” “отцов”, яростно отстаивающих свои жизненные устои и принципы. Эти принципы . целая философия, сложившаяся из века в век. Самым ярким выразителем ее является Фамусов, типичный московский барин, уверенный в себе и в том, что жить нужно именно так, как он живет, и никак иначе. Каковы же принципы этого “столпа” общества? Давайте разберемся в его жизненной философии, может, она уж не так и плоха. Павел Афанасьевич Фамусов . типичный московский барин начала 19 века с характерной смесью самодурства и патриархальности. Он привык быть барином, уверен в себе и в том, как живет и что делает. Фамусов занимает важный служебный пост, но службой себя не отягощает. Служит по принципу: А у меня что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. Еще один принцип жизни Фамусова . “Служить лицам, а не делу”. Да и может ли быть иначе? Ведь служба для людей его круга, источник чинов, наград и доходов. Верный ли это путь к достижению этих благ . низкопоклонство перед вышестоящими. Если проанализировать философию Фамусова, то можно найти ее истоки. Они заложены еще дядей Максимом Петровичем, который, выслуживаясь, “сгибался в перегиб”, “отважно жертвовал затылком”.

Зато был обласкан при дворе, “пред всеми знал почет”. Во втором действии комедии Фамусов в своем монологе как бы излагает и защищает жизненную программу “отцов”. Самое главное в ней . сохранить устои екатерининских времен, патриархальность, барский быт. На службе должны быть исключительно родственники, ведь свой человек не подведет: При мне служащие чужие очень редки: Все больше сестрины, свояченицы детки. Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку! Просвещение для Фамусова - ненавистное дело. Ученье . вот чума, ученость . вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. К молодым отношение Фамусова однозначное: раз ты молод, то гордость свою забудь, молчи и преклоняйся. А если ты прекословишь и идешь наперекор “отцам”, значит, ты сумасшедший. Иного не дано. Именно так объясняет Фамусов поведение Чацкого. Каков же Фамусов в семье? Он придерживается тех законов и правил, которые выработало общество, чтобы все было “прилично”. Приглашает для Софьи гувернеров, выводит в “свет”. Зачем же такие хлопоты? Да затем, чтобы найти выгодного жениха. Фамусова не интересуют личные чувства дочери, главное, “будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, то и жених”. Вот каков главный выразитель идеологии “отцов” в комедии. Фамусов, каким его нарисовал Грибоедов, - зло не отвлеченное. В его реальность вершить, оно достоверно, и потому оно особенно пугает. Это же зло и в Скалозубе, и он приверженец “программы” Фамусова. поэтому “обласкан и приближен” к его дому. Он кандидатура номер один в женихи Софье. По всем статьям подходит: молод, но уже в чинах, не сегодня- завтра . генерал. Он надежный защитник старины, думает исключительно о карьере. А то, что Скалозуб начисто лишен живого чувства, неважно, то, что он туп и скудоумен, ненавидит просвещение, даже ставится в заслугу. Зато он так любит себя, можно сказать, упоен собственным “юмором”, счастлив и доволен.

Достойный приверженец философии “отцов” в комедии молодой, но ранний Молчалин. Про него Чацкий сказал так: “Он добьется степеней известных”. И помолчав, добавил: “Ведь ныне любят бессловесных”. Молчалин “слепил” себя по образу и подобию Фамусова. Боится сказать лишнее слово, угодничает перед всеми, не имеет личного мнения. Но себе на уме. Про такого хочется сказать: “Далеко пойдет!”. Молчалин везде ищет выгоду. Перед Софьей притворяется, что влюблен. Ведь она дочь начальника. Не получится с ней найдет другую “дочку”. Именно такие, как Молчалин, более всего преуспевают в страшном фамусовском мире. Поколение “отцов” представлено в комедии широкого и разнообразно. Это второстепенные эпизодические персонажи. Все они живут по законам старины. Вот перед нами Хлестова важная московская барыня, привыкшая не сдерживаться в словах, грубоватая, властная. Вместе с тем она очень похожа на Фамусова: и своим постоянным желанием повелевать людьми, и своей преданностью старым устоям и порядкам. Вот Загорецкий . необходимый спутник Фамусовых, Хлестовых и им подобных. Он всегда готов предложить свои услуги. Его сомнительные нравственные качества нисколько не мешают его дружбе с хозяевами этого общества. Хлестова говорит о Загорецком: Лгунишка он, картежник вор. Я от него было и двери на запор; Да мастер услужить. Вот еще одна представительница фамусовского мира .

Наталья Дмитриевна Горич, напористая дама, поставившая целью подчинить своей воле мужа. Ее муж, в недалеком прошлом удалой товарищ Чацкого и лихой гусар, выглядит совсем подавленным, то и дело повторяет: “Теперь, брат, я не тот.” А вот “прелестное” семейство: князь и княгиня Тугоуховские и шесть дочерей, томящихся по женихам. И они, и бабушка с внучкой Хрюшины будто скроены на один лад все они начисто лишены духовных интересов. Верно подметил Чацкий, назвав этих людей призраками, ибо призрачна их жизнь, призрачна и утопична философия их (иначе и не скажешь) существования. Историк Ключевский назвал комедию “Горе от ума” самым серьезным произведением русской литературы 19 века. И заслуга Грибоедова в том, что он тонко уловил одну из важнейших проблем исторического перелома, который переживала Россия в преддверии  декабрьских событий 1825 г.

назад

на  главную

Используются технологии uCoz