Город мой - это памятник веку ,
Где и древность и новь пополам,
Город мой - хвала человеку,
Гимн уму его и делам.
/А.Рева/
Город Слободской - один
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
Началось всё с тех далёких лет, когда Вятка - река была широкой и полноводной, изобиловала рыбой, а окружающие её густые леса были полны зверья. До прихода сюда русских по берегам реки жили финно-угорские племена: удмурты, чездь, черемисы. Появление в этих местах первых русских способствовало нашествие хана Батыя на Древнюю Русь. Переселенцы из Новгорода, Великого Устюга, Суздаля осваивали новые территории на северных и восточных окраинах страны. Богатые князья посылали отряды, так называемых, ушкуйников ,плавающих на -больших гребных судах-ушкуях. Летопись 1374 года рассказывает о новгородских ушкуйниках, которые отрядом в 2700 человек пришли на Вятку. Часть из них ушла в низ на Волгу, часть поселилась на большом пространстве по среднему течению реки Вятки, по рекам Чепце и Белой Холунице. Местные племена ушли с родных мест, лишь часть их осталась, смешиваясь с русскими переселенцами, получившими название вятчан. В 1489 году Вятская земля вошла в состав русского государства, став вотчиной Великого князя Московского. Впервые Слободской упоминается в Грамоте Ивана -111 от 1505 года, мая месяца. Эта дата и считается основанием города. В грамоте встречаются названия Слобода, Слобоцкой. Закладка нового города производилась по досмотру мужилых людей, которые выбирали место “угоже” и “красно”, исходя из соображений как обороны и торгово-хозяйственных нужд, а также эстетики. План с указаниями расположения будущего города - крепости и его очертаний выполнялся на месте подробной “росписью” - описанием всех топографических и природных особенностей и посылался в Москву. Дьяки рассматривали “чертежи”, вносили поправки, после чего утвержденный на севере Вятского края. Сметливые и предприимчивые Слободские купцы нашли выход через Нашулъскую пристань на реке Лузе по Северной Двине в Ахангельск. В северный порт доставляли хлеб, кожи, шерсть, пеньку, сало, льняное масло и другие товары.
С многометрового крутого обрыва к Вятке открываются редкие по широте обзора и красоте этически спокойные дали. Видны привольные луговые поймы речного левобережья, на горизонте стеной стоят вековые хвойные леса. Слева спадает к переправе через реку старая дорога, проходящая под колокольней Благовещенской церкви. Тишина, царящая здесь , вдали от городских улиц, наводит на мысли о прошлом нашего города.
На месте, против устья двух речек Спировки и Козульки, впадающих вниз под обрывом в Вятку, в 16 веке стояла небольшая крепостница с шестью башнями - родоначальница Слободского. Вокруг неё вырос посад, тоже окруженный впоследствии острогом. Дорога, связывающая Москву с Сибирью, выходила здесь к переправе, что и определило стратегическую необходимость строительства крепости, призванной защищать дальние подступы к Хлынову. Но в описи 1629 года деревянная крепость Слободского значится уже ветхой, её никто не ремонтирует, ибо надобность в ней к тому времени отпала.
Посад же постепенно разросся : в начале 17 века в городе было около 800 жителей, стоял воеводский двор, два двора царских чиновников, таможенная изба, восемь церквей.
Важную роль в организации русских городов и селений играло природное начало. Народ никогда не отделял утилитарную сторону архитектуры от художественной формы. Природная среда подсказывала очень многое - зрительные границы селения, направление его развития, обозреваемость сооружений с основных направлений при движении по суше и воде. Главное же в том, что природная среда формировала настроение
людей, она же была важным и строгим учителем народных зодчих, иначе говоря, всё, что создавалось руками человека.
АРХИТЕКТУРНЫЕ АНСАМБЛИ ГОРОДА СЛОБОДСКОГО
Ядром города, его идейным и административным центром является Кремль. В отличии от западноевропейских замков, русские кремли имели большее общественное значение и были тесно связаны с окружающими их посадами. Вместимость Кремля рассчитывалась на всё население; в случае нападения вражеских войск все горожане укрывались за его стенами , а наиболее имущие имели в Кремле свои “осадные дворы”.
Главенствовал в Кремле Собор, он же выполнял роль общественного здания. Начиная с 16 века в России повсеместно появляются тёплые церкви, а с 17 века в отдельные сооружения выделяются и колокольни. Весь комплекс становится не по прямой, а по углам треугольника. Такая постановка обеспечивала хорошую обозреваемость с главных трактов всего комплекса.
На главной площади Слободского Кремля издревле стояли два храма с общей колокольней: тёплая Екатерининская церковь и храм Вознесения господня.
Из храмовых кремлёвских сооружений до настоящего времени сохранилась только церковь Великомученицы Екатерины. В течение веков неоднократно перестраивалась. Первоначально это была деревянная церковь, а каменной она стала в начале 18 века, когда в культовом строительстве России наметились новые направления.
Екатерининская церковь заложена в 1699 году. Несмотря на отсутствие сведений об обстоятельствах её строительства, можно не сомневаться в том, что это ещё одна каменная страница творческой биографии артели хлыновских зодчих - каменщиков, руководимых Иваном Никоновым. Фасады Екатерининской церкви дают возможность проследить процесс образования форм тех великолепных крутых “рогатых” наличников, которые нас поражают своей необычайностью в Иоанно-Предтеченской церкви, которая расположена в городе Кирове. На южном фасаде Екатерининской церкви один из каменщиков пока ещё робко трансформирует такие “рога” из обычных кокошников - фронтонов. А на северном угле красуются мощные, загнутые, как оленьи рога, волюты. Со вкусом прорисован изысканный декор алтарей. Их полукружения “стянуты” ажурным пояском на тонко профилированных консолях. Столбы между ажидами покрыты спиральными тягами с ромбами, они уложены “дыньками”. Огромные веерообразные раковины в закомарах завершают этот насыщенный декор фасадов.
Основное ядро древнего памятника с фасадов хорошо сохранилось. Но большая пристройка 1914 года закрыла его со стороны города. Хотя по требованию Археологической комиссии эта пристройка и выполнена “в старых формах”, она нарушает весь образ памятника.
К югу от Екатерининской церкви стоит дом притча, незатейливое, но привлекательное одноэтажное здание, образец провинциальной классики первой половины 19 века. Скромный, хорошо скомпонованный фасад оживлён красивыми лепными вставками.
А как выглядели христианские церкви в древнюю эпоху начала строительства Слободского? Показательным примером является памятник архитектуры начала 17 века - деревянная церковь Архистрата Михаила, построенная в 1610 году. Это сооружение выполняло функцию надвратной башни - часовни и являлось частью восточной оборонительной стены мужского Богоявленского монастыря. Эта часовня • одновременно и уникальное сооружение - это одно из самых ранних сохранившихся деревянных крепостных часовен и в то же время - это типичное культовое сооружение, какие строились в России со времени принятия христианства и до начала прошлого века.
Церковный деятель Трифон, ставленник Строгановых, изгнанный из города Хлынова, в 1609 году вновь появился в Слободском, на этот раз с богатыми милостями Строгановых. Властолюбивый и деятельный Трифон подчинил своему влиянию игумена мужского монастыря и по замыслу обосновался здесь на постоянное жильё. В период польско-шведской интервенции, когда над крепостями на Вятке нависла угроза, в монастыре при Трифоне была выстроена новая проездная башня с надвратной церковью в честь покровителя русского воинства Михаила Архангела. Фасад надвратной церкви-часовни - обращён был в сторону переправы через Вятку, Глухие бревенчатые стены из кондовых деревьев, прорезанные узкими окнами - бойницами, говорили о военном назначении деревянного сооружения. Над тесовым покрытием башни высилась небольшая главка. Принципиально иначе оформлен фасад, обращенный в сторону монастырского двора. Его украсила висячая на мощных консолях ажурная галерея. Здесь здание резко меняет свой облик, становится похожим на древнерусский боярский терем, чем на крепостное сооружение.
Проездная башня с надвратной часовней построена талантливыми вятскими мастерами без пилы и гвоздей. В отличии от самых ранних
клетских церквей Михал-Архангельская имеет восьмискатную крышу. Стены их срублены в “обло с остатком”, на консольно выпущенных бревнах -“помочках” устроены сени. Для ограждения сеней - западного придела использована более лёгкая и экономичная каркасная конструкция.Многовековой строительный опыт русских плотников помог выработать современную и остроумную конструкцию, называемой “безгвоздевой-самцовой” кровли, все части которой крепились без помощи дорогостоящего железа. Конструкция такой кровли была такова, что не допускала проникновению влаги и гниения деревянных деталей, а само здание было построено с расчётом на естественное проветривание стен.В начале прошлого столетия Михаил-Архангельская часовня приобрела другой облик. Рубленные стены были зашиты тёсом и покрашены, крыша и глава покрыты жестью. Появились и новые украшения - окружные окошки, металлические решетки. Подобная участь постигла все деревянные церкви и часовни России. Первоначальный вид был им возвращен только в середине нынешнего века.До недавнего времени крепостная башня с часовней Михаила Архангела Благовещенского монастыря - это чудом дошедший до нас памятник военной и культурной архитектуры - оставалась вне поля зрения исследователей. Трудно было предположить, что под уродливой обшивкой и современной железной кровлей скрывается во всей своей красе сооружение начала 17 века. Дошла до нас и утварь этой древней часовни. Очень интересен здесь старый тябловый иконостас, перенесённый недавно из Слободского в Кировский художественный музей. В нижнем ряду находятся древние , может быть действительно времён Трифона, иконы Спаса Нерукотворного, Богоматери, Николы Чудотворца. Но больше других привлекает внимание четвёртая икона нижнего рада - Трифона Вятского и Прокопия юродивого, изображающая этих местных “святых” с их подлинно индивидуальными чертами. Среди древних достопримечательностей Михаило-Архангельской часовни - “сухие свечи” 17 века, которые теперь уже почти не встретишь в убранстве храмов, разве что в помещениях некоторых музеев. Их поверхность покрыта полихромной темперной росписью; черные, оливковые, красные полосы по белому фону образуют живописные зигзаги, чередуясь с конусовидным орнаментом. В часовне стояли и два кресла с богатой барочной резьбой и многоцветной росписью, выполненные в середине 18 века Башня - часовня Благовещенского монастыря в Слободском -древнейший архитектурный памятник Кировской области и вместе с тем самое раннее деревянное сооружение, сохранившееся на территории бывшего ранее Советского Союза.
В феврале 1973 года часовню отправили в Париж на выставку “Русская деревянная пластика от древнейших времён до наших дней”. Французы были в восторге. Рассказывают, что одна богатая парижанка обратилась к организаторам выставки с просьбой помочь ей купить эту часовню, причём она была готова заплатить названную сумму.
“Иноземцы вокруг носились
Изумлённо кружились рты;
“Из медвежьих углов России
Эта проповедь красоты.”
Парижане с живым азартом
Проверяли свой глазомер;“За два века до Банапарта
Эта строилась мадмуазель”.
Так стоять ей,В наш век смотреться
С высоты четырёх веков,
Славя русской земли умельцев,
-Наших предков и земляков.”
/Л. Рева/
В настоящее время в этом здании находится филиал краеведческого музея.
В начале 17 века с развитием торговых связей быстро поднимается экономическое значение Слободского и он становится городом с большим числом ремесленных производств, на смену обедневшему краю Слободской превратился в бойкий торговый центр . Географическое положение города Слободского 50о,40/,12,8// СШ; 50о,10/,54,6// ВД.
В 1780 году Слободской стал уездным городом, через год учреждён его герб. А в 1784 году Слободской получает первые Генеральный план регулярного характера.
В начале сентября 1806 года парусная шхуна “Иоанн Креститель”, снаряженная на средства слободского купца Ксенофонта Лнфилатова, отплыла из Архангельска в Америку. Через год она благополучно вернулась на родину с “заморскими” товарами. Так было положено начало торговли между Россией и Америкой ещё до установления между ними дипломатических отношений.
В 1810 году финансовый магнат К.Анфилатов основал в родном гароде первый в России Общественный банк, что способствовало росту местной промышленности, в особенности кожевенной, шубно-овчинной, фарфоровой, мыловаренной. Жестокая эксплуатация дешёвой рабочей силы на этих предприятиях приносила огромные прибыли, часть из которых пошла на частное градостроительство.
Ещё с 1784 года Слободской стал застраиваться по плану утвержденному Екатериной 11. В 18-19 веке на главной улице города появляются каменные дома с фасадами в духе провинциальной классики. Наиболее состоятельные владельцы ставили у своих домов по паре массивных ворот с непременными колоннами и возлегающими на пилонах каменными львами, стерегущими вход. (дома Фофановых, Александровых, Гусевых). Наличие этих сохранившихся до наших дней построек создает колорит старинного русского купеческого городка.
Главная улица Слободского почти не тронута современными застройками /за исключением Дома Советов/, Бывший гусевский дом /сейчас городская больница с пристроем / хранит память пребывания в нём Натальи Николаевны Ланской, вдовы А.С.Пушкина. Сохранились торговые ряды; легко узнается прежний Гостинный двор, перестроенный в 1962 году в кинотеатр “Космос”, стоит на своём месте своеобразная по архитектуре /небольшая ротонда/ Иоанно -Предтеченская часовня, реставрированная в
1986 году. С ней соседствует старое городское кладбище. Однако наибольший интерес из объектов кладбищинского комплекса представляют Троицкие ворота с калитками, построенные на средства купца Платунона в 1772 - 1775 гг. Ранее стоявшие порознь, они в начале 20 века были соединены в одно здание. Вся композиция, напоминающая полураскрытый старообрядческий складень, является чисто местным изобретением.
Здесь же, на старом кладбище, на крутом берегу Вятки, установлен групповой памятник советским воинам, скончавшимся от ран в слободских госпиталях в годы Великой Отечественной Войны.
В настоящее время Троицкая церковь восстановлена и является действующей.
Как уже говорилось, в Слободском было несколько церквей. Одна из них Никольская, которая в последний раз перестраивалась недавно - ей нет и ста лет. Известный вятский архитектор Чарушин новое здание поставил по старой городской планировке, он вложил в эту церковь свой талант и любовь к русской старине .
Первое упоминание о Никольской церкви встречаемся в 1629 году, но по всей вероятности, к этому времени , она имела уже солидный возраст. В описаниях мы читаем: “Никольская церковь деревянная, ветхая, без пения”. Затем в 1782 году она была перестроена, было это еще* до принятия первого Генерального плана. Чарушин же, следуя древней традиции, оставил её на прежнем месте.
Чем же примечательна архитектура этой церкви? Первое, что отмечает глаз - это характерный русский декор и характерная окраска - в два цвета. Наличники на окнах напоминают элементы деревянной архитектуры, вход, как в древний русский терем. Объём церкви очень сложен и отражает внутреннюю планировку : отдельные объёмы приделов, колокольня включены в тело храма, как это было ещё в 16 веке до отделения колокольни в отдельное сооружение. Архитектура этой церкви имеет светский характер.
Ко времени строительства этой церкви Слободской стал городом респектабельным, не очень большим, но довольно известным.
Во время гонения религии, после Октябрьской революции, Никольская церковь была исковеркана: убрана колокольня и вся верхняя часть. Сейчас здесь находится детская спортивная школа.
В Слободском, по праву считавшимся носителем русского духа, существовал даже целый ансамбль, сооружения которого были выстроены в основном в псевдорусском стиле. Ансамбль этот - женский Христорождественный монастырь, который своего расцвета достиг к концу 19 века. Вот как описывался этот монастырь в 1905 году: “Если ехать из Вятки в Слободской на пароходе, то монастырь почти не виден, так как он лежит в самом центре города, видна только его высокая колокольня, да купол тёплого храма. Гораздо лучше открывается вид, если подъезжать к городу по почтовому тракту, который выходит на улицу, идущую как раз около монастыря. Площадь имеет форму квадрата, обнесена кругом высокой каменной стеной и обсажена со всех сторон деревьями. Все корпуса, церкви, монастырская стена - всё окрашено в бледно-розовый цвет, что придаёт всему такой уютный, весёлый вид”.
А основан монастырь был в начале 17 века на тогдашней городской окраине и назывался Спасским в честь нерукотворного образа Христа Спасителя, имя которого носил главный престол первого монастырского храма. Вокруг этого храма и началась застройка монастыря. Ансамбль монастыря сложился к началу 20 века. Территория монастыря была окружена оградой, в последний раз она перестраивалась в 1893 году, когда потеряла уже своё значение оборонность сооружения, как это было ещё в 17 веке . И ограда и башня решены в псевдорусском стиле : ярусы кокошников поднимаются по штату к маленькой главке. Ограда имеет декор, характерный для деревянной церковной архитектуры русского севера. Каждая из сторон имела ворота. Торжественными парадными считались восточные - святые ворота : металлические, изящной формы, они были украшены живописными остатками, имели икону Спасителя и Вечногорящую лампаду. Южные ворота открывались редко - только во время крестных ходов. Повседневно же пользовались северными или Вятскими воротами - со стороны улицы Вятской. С Западных ворот можно было попасть во двор второклассной школы, что была при монастыре.
Самыми значительными монастырскими постройками являлись храмовые сооружения. Выше старинного холодного храма была только монастырская колокольня, построенная в 1893 году, она являлась одним из красивейших сооружений не только монастыря, но и всего города. Колокольня была выстроена в лучших традициях русского зодчества -высокая и стройная , шатрового завершения. Шатёр покрывали разноцветные чашечки.
Часть восточной стены монастыря занимал Христорождественный храм, выходящий алтарной частью на улицу Христорождественную. В 1882 году храм бал выстроен заново. Над стеной главенствует крупный купол византийского стиля, маленькие боковые купола совершенно с ним несоразмерны и играют лишь символическую роль, повторяя узаконенные теми - главные. В храме с трёх сторон были расположены хоры: женский монастырь славился пением, чрезвычайно стройным и выразительным. Городские жители и гости города обязательно ходили слушать пение сестёр, доставлявшим большое эстетическое наслаждение.
С северо-восточного угла монастырской ограды была выстроена маленькая часовенка, одновременно служившая местом продажи различной утвари : образков, книжек, тканых поясков, изготовленных монахинями. Монастырь имел свой небольшой свечный завод, своё подсобное хозяйство. Монахини существовали, в основном, от продажи своей продукции -сшитого здесь белья, церковного облачения. Большую часть монастырского дохода приносила живописная мастерская - самая замечательная из всех других. Живописцами монастыря были расписаны иконостасы по заказам многих сибирских церквей, они выезжали расписывать и малые церкви Вятской губернии. С живописной была связана и позолотная мастерская.
Замечательным сооружением в монастыре была и второклассная школа, занимавшая северо-западный угол. Она имела свой двор с дворовыми постройками и отдельный вход с Шестаковской улицы и вход в корпус - с Вятской. В школе обучались 150 девочек разных сословий, преимущественно крестьянских детей.
Замечательно и само здание школы : оно было выстроено в начале нашего века, но напоминает по архитектуре русские палаты и терема 16-17 в.в.. В тех же традициях появились за монастырской оградой новая трапезная и новый корпус настоятельницы. Всего, включая больницу, прачечную, баню и маленькую тепличку, монастырь имел 16 корпусов.
Территория монастыря была благоустроена, ухожена, деревянные тротуары вели к корпусам; здание окружали деревья : старый и новый сады.
Многие древние русские традиции сохранило монастырское строительство до начала 20 века, и женский Христорождественный монастырь - свидетель тому.
Если поздним закатным вечером выйти к обрыву реки Вятки, и
“ На горизонте,
Тучами сжат
Ало - багровый
Гаснет закат.
Где - то мигая,
Тлеет костёр,
Перепел крикнул
Сердцу укор...”
Их автор латышский поэт Ян Райнис, томился в слободской ссылке с 1899-1905 г. Он ютился в старом , запущенном доме на Вятской улице со своей женой - поэтессой Аспазией. В Слободском поэзия становится для Райниса “осознанной необходимостью”. Здесь он закончил цикл стихов “Далёкие отзвуки синим вечером”, здесь же написал “Сломанные сосны”, ставшие революционным гимном Латвии. Сейчас дом, где жил Райнис, реставрирован, и в нём находится музей.
Сердце города Слободского - площадь революции. Раньше в городе было четыре площади : Красная, Сенная, Хлебная, Дровяная. Главной была - Красная. Эта площадь старинная. Она сложилась в основном, в процессе осуществления Генерального плана застройки города от 1780 года, утвержденного Екатериной 11. Композиционным центром площади явилась группа : архитектурный ансамбль из двух церквей и находящейся между ними колокольней. Справа - Благовещенская церковь, а слева - Спасо-Преображенская церковь, которая была разобрана в 30-е годы. Между ними стояла и сейчас стоит огромная колокольня. Её высота 66 метров. Она воздвигнута в 1824 году артелью местных мастеров - каменщиков под руководством крепостного мастера Ф. Тюрина по проекту Вятского губернского архитектора Дюссар де Невиле.
Массивный цокольный этаж колокольни прорезан аркой; через которую шла дорога на переправу. Колокольня украшена колоннами и завершается вышкой со шпилем. В 1851 году в колокольню были вмонтированы часы с боем, изготовленные крепостным мастером Василием Рысевым. Колокола были отлиты мастерами на заводе Бакулевых. Циферблат часов имеет диаметр 2,5 метра длина минутной стрелки 1,8 метра, часовой 1,3 метра. Двухпудовые гири подвешены на стальных тросах и опускаются на 6 метров. Два раза в неделю часы заводятся огромным ключом.
Город Слободской славился не только архитектурой, но и своими замечательными людьми.
С именами Григория и Василия Макаровых связано”начало на Вятке художественного промысла, резьбы по берёзовому наплыву - капу. Первые изделия Макаровых появились в 1820 году и сразу получили признание и широкую известность. В 1829 вырезанные ими табакерки, папиросницы, солонки, шахматы экспонировались на Первой Российской мануфактурной выставке, где авторам дали серебряную медаль и большую денежную премию. Теперь резные изделия из капа в Слободском лишь достояние музея. Одновременно с Макаровыми в Слободском уезде работали резчики Бронниковы. Первые деревянные часы, вырезанные Иваном Бронниковым, были показаны на Вятской торговой ярмарке в 1837 году. Разные части часов мастер делал из различных пород дерева : корпус и футляр - из берёзового капа; механизм, циферблат и цепочку - из пальмового дерева; стрелки - из, жимолости. Много часов они изготовили, но одни из этих часов были взяты в Оружейную палату Московского Кремля.
Город Слободской славился своими колоколами. Здесь существовал один из самых древних колоколов - литейных заводов в России. В конце 17 века здесь работал литейщик Трифон Каркин, в 18 веке его дело продолжил Филипп Каркин. Во второй половине 18 века была известна по всей Вятке семья мастеров “колокольного дела” Бакулевых.
Для Слободского, периода наивысшего расцвета стал 19 век, когда промышленные предприятия города были известны далеко за пределами Вятской губернии, когда главные тракты России не обходили Слободской стороной. К счастью, забвение Слободскому не грозит. Сейчас это город -памятник, один из двух в бывшей Вятской губернии, что сохранили своё историческое лицо. Свидетели истории этого города - здания, площади, улицы, архитектура этих зданий. Площадей и улиц - живой документ истории нашей Родины.
17
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.
Б.В.Гнедовский, Э.Д. Добровольская
“Дорогами земли Вятской”, издательство “Искусство” М.
1971 г.
2. Методические материалы.
Слободского бюро путешествии и экскурсий :
Текст городской экскурсии “Страницы прошлого листая”
Текст экскурсии “Каменная летопись г. Слободского”
(Пономарёва М.В.)