События в сфере образования в
последнее время развиваются стремительно. Педагогическое сообщество напряженно
осмысливает распоряжение Правительства России от 21 июня 2005 года №840 о
проведении очередного эксперимента в Кировской области. Суть его в том, что
область предполагается разделить на 15 образовательных округов и в принципе
изменить систему управления образованием. С учетом предложений, поступивших от
глав муниципальных образований и депутатов Законодательного собрания, рабочей
группой Департамента образования сформированы следующие округа: Кировский,
Кирово-Чепецкий, Вятскополянский, Котельнический, Яранский, Слободской.
Омутнинский, Советский, Нолинский, Белохолуницкий, Лузский, Мурашинский,
Уржумский, Куменский, Оричевский.
Кроме того, с 1 января
2006 года в силу вступит Закон "ОБ установлении нормативов формирования
общеобразовательных учреждений в Кировской области", коренным образом меняющий
систему финансирования школ. В конце ноября в правительстве области прошло
совещание директоров средних общеобразовательных школ региона. На нем
присутствовала председатель Совета руководителей образовательных учреждений
города Слободского, директор средней школы №5 Л.Д. Смолина. Она рассказала
корреспонденту "СК" о вопросах, которые были рассмотрены на совещании.
- Людмила Дмитриевна, кто был приглашен
на совещание и какие вопросы стояли в повестке дня?
- На совещание приехали директора средних школ области и
города Кирова, работники муниципальных управлений образования, председатели
районных комитетов профсоюза, всего 430 человек. Вел совещание глава
Департамента образования А.М. Чурин. Открывая его, он отметил, что
правительство области обеспечивает управление образования в соответствии с
политикой, определенной федеральной властью. Он напомнил, что в сентябре этого
года Президент России В.В. Путин объявил о реализации крупномасштабных
национальных проектов и дал указание Правительству РФ начать осуществление
перехода на нормативное финансирование в системе образования. И теперь в
регионе ведется работа по выстраиванию экономических механизмов и переходу на
новую систему финансирования. Об этом и шла речь на совещании.
- В чем заключается система подушевого
финансирования?
- Суть перемен в том, что с нового года областное
правительство будет выделять школам ровно столько денег, сколько в ней
учеников. Так называемое "подушевое финансирование" предусматривает стоимость
обучения одного ученика начального звена в 4369 рублей, школьника 5-9 классов
- в 6884 рубля, учащегося 10-11 классов - в 8456 рублей в год. В любом случае
подушевое финансирование вводит главный принцип: деньги следуют за учеником,
сколько учеников в школе - столько и денег.
- Что включают в себя нормативы
финансирования?
- Это расходы на оплату труда работникам школы, расходы
на развитие материальной базы учреждения, на учебные пособия и хозяйственные
нужды. Если величину норматива принять за 100 процентов, то 96 процентов
составит оплата труда работников школы и 4 процента - материальное
обеспечение.
- У нас школы разные. В районе есть сельские
малокомплектные, начальные. В городе действуют гимназия, лицей. В обычных
школах, например, как ваша, открыты классы с углубленным изучением предметов.
Финансирование для всех школ
предполагается одинаковым?
- Я назвала минимальные суммы. К этим нормативам
установлены и будут применять корректирующие повышающие коэффициенты,
учитывающие вид программы - коррекционное, компенсирующее, углубленное
обучение, индивидуальное обучение на дому больных детей, местонахождение школы.
- В связи с предстоящими изменениями
обсуждался ли на совещании вопрос об оптимизации, сокращении сельских школ?
- А.М. Чурин сказал, что образовательная сеть области
претерпевает изменения: за последние 10 лет количество учащихся сократилось на
105 тысяч человек. Вследствие демографической ситуации за эти годы закрыта 191
школа, из них в 2005 году - 52. В сельской местности школы полупустые, 57
процентов сельских школ с наполняемостью до 100 человек. Именно в этих школах
стало снижаться качество обучения, что особенно видно по результатам единого
государственного экзамена по математике.
Предполагаются качественные изменения в сети
образовательных учреждений. При этом Анатолий Михайлович подчеркнул, что
каждый учащийся, вне зависимости от места проживания, получит образовательные
услуги стандартного качества и объема.
- Вы ведете речь о школе. Коснутся
ли изменения дошкольных образовательных учреждений и учреждений
дополнительного образования детей?
- Закон утверждает норматив финансирования
общеобразовательных учреждений, в нем речь идет о школах. Вся полнота
ответственности за дошкольное и внешкольное образование ложится на
муниципалитеты.
- На совещании выступала председатель обкома профсоюза
работников образования и науки Т.А. Макеева.
Каково отношение профсоюзного лидера
к грядущим переменам в образовании?
- Выступление Т.А. Макеевой было встречено
аплодисментами. Она заострила внимание на социальных последствиях
предстоящего. По ее словам, за всеми изменениями стоят судьбы людей.
- Людмила Дмитриевна, утверждается, что введение
нормативного финансирования не означает уменьшения финансирования школ. Для
образовательных учреждений новый подход выгоден. Он в целом поможет школе,
даст возможность руководителю школы рационально использовать выделенные
средства и эффективно выстраивать образовательный процесс.
- Будем на это надеяться. На сегодня очевидно, что эти
процессы приведут к серьезным изменениям образовательной среды школы,
содержания образования и управленческой структуры.
23.12.2005
Беседовала Н. Мокерова. "Слободские
куранты"
НА ГЛАВНУЮ
Используются технологии
uCoz