“ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
ШКОЛЫ:
ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ,
ПЕРСПЕКТИВЫ “
(
Май, 1999. Выступление на кустовом совещаниидиректоров школ в г. Кирове
.)
В педагогической науке встречается много определений понятия “воспитание”. В подходах к определению этого понятия четко прослеживается два направления.
Первое учит , что ребенок - это объект педагогического процесса. В этом случае важнейшими факторами в развитии человека становятся внешние воздействия, формирующие личность. Этот взгляд характерен для традиционной педагогики, цель которой - развитие личности с позиций ее максимальной общественной полезности. В этом случае учебно-воспитательный процесс игнорирует фактор самореализации личности.
Второе направление отражает эволюцию в философских воззрениях современного европейского общества, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек. Ребенок здесь - субъект воспитания. Гуманистическая педагогика требует осознания и признания ребенка как главной ценности в педагогическом процессе, имеющей право на саморазвитие. Роль ребенка в собственном развитии становится определяющей, поэтому важнейшей задачей в организации образовательного процесса является обеспечение положительной мотивации воспитанников в преодолении постоянно нарастающих трудностей в ходе саморазвития и самореализации.
Мы исповедуем гуманистическое направление в педагогике еще и потому, что воспитание творит культуру личности ребенка.
Гуманистическая воспитательная система школы имеет сложную структуру, которая включает в себя цели, деятельность, субъект деятельности, отношение, среду, управление.
Сегодня хочу уделить внимание проблеме управления гуманистической воспитательной системой школы.
Известно, что воспитательная система , как инновация , имеет определенные этапы своего развития:
1) возникновение
2) интенсивность
3) стабилизация
4) эффективность
5) утрата эффективности
Система нашей школы выходит на третий этап своего развития, поэтому очень актуальным является вопрос об управлении ею.
Мы понимаем, что современное управление - это не столько процесс, идущий сверху вниз, сколько целенаправленное взаимодействие сторон, каждая из которых выступает в роли субъекта управления. Значит, управление системой гуманистического типа носит диалоговый характер, и главной управленческой проблемой становится не исполнительская дисциплина, а отношения участников управления,
Важнейшей задачей руководителя становится привлечение к общественной управленческой деятельности возможно большего числа людей (взрослых и детей), стимулирование максимальной самомотивации, самоконтроля.
Мы стараемся, чтобы людей вели в дело не приказ, не страх, а яркая человеческая индивидуальность, способная проявить инициативу, взять на себя ответственность, показать образцы деятельности.
Я попробую показать это на примерах из жизни своей школы.
Средняя общеобразовательная школа № 5 города Слободского находится в самом его центре. Границы ее микрорайона соприкасаются с границами неполной средней школы № 1, средней школы № 7, гимназии, лицея № 9 . На территории микрорайона школы находятся кинотеатр, молодежный центр досуга, детский дом творчества, две библиотеки, спортивная школа, детский парк, станция юных техников, станция юных туристов, музыкальная, хоровая, художественная школы, два музея, несколько детских садов.
Основной контингент учащихся - дети учителей, медицинских работников, военнослужащих, сотрудников милиции, торговых работников, владельцев коммерческих предприятий и т.д.
Педагогический коллектив стабильный, работоспособный, творческий. Из 45 педработников: 4 человека имеют высшую категорию, 10 человек - 1 категорию, 20 человек - 2 категорию, 8 отличников образования; 18 выпускники школы.
Около 20 % родителей тоже являются выпускниками школы.
Все это вместе взятое и то, что воспитательная ситуация часто меняется позволяет осуществлять гибкое управление. А это значит, чаще приходится переключаться с планов на людей, их реализующих, на формирование творческой атмосферы.
Дело не в том, какие формы воспитания чаще использует педагог - индивидуальные, групповые, коллективные или массовые, а в том, как это скажется на развитии личности.
В последнее время в педагогической литературе все чаще звучит термин “воспитание крупными дозами”. Дело в том, что из всех многообразных функций системы чаще всего срабатывает интегрирующая, т.е. соединяющая людей по интересам, деятельности, ориентирам. Так рождаются воспитательные комплексы. Они концентрируют лучшие черты повседневности, превращая их в события, традиции, общие привычки.
Для нашей школы стал приемлем клубный вариант. Школа переполнена. 768 учащихся обучаются в две смены. На работу в послеурочное время рассчитывать не приходится. Тогда мы вышли на режим пятидневной учебной недели с шестым развивающим днем . Развивающим днем является Суббота. В этот день в школу ребята приходят по желанию в соответствии со своими интересами. К их услугам 27 наименований факультативов по всем образовательным областям учебного плана, туристические, спортивные, художественные кружки. Ключевые дела по параллелям проводятся по субботам. Школа развития для малышей, классные вечера, чаепития, походы выходного дня, генеральные уборки, репетиции - все в развивающий день. Чтобы избежать накладок, столкновений, недоразумений, администрация очень четко должна планировать и координировать работу школы по циклам.
Мы используем еще один вариант воспитания “крупными дозами” - это система школьных ключевых дел на год, которые проводятся по методике КТД. Этот предполагает участие всех участников образовательного процесса в выборе, разработке, проведении и анализе главных дел года. Причем, набор ключевых дел систематически обновляется. На фоне таких традиционных, неизменных дел, как День Знаний, День учителя, Театральная осень, Новый год, 8 Марта, Последний звонок, Выпускной вечер, Месячник оборонно-массовой работы, Вахта памяти и т.д. появляются, рождаются жизнью, творчеством новые ключевые дела. Примером может служить декада знаний, которая прошла в феврале этого года. Решили придумать новую форму этого дела. Это вылилось в следующее: День знаний для учащихся - 25 января Татьянин день, день школяра. Ребятам была создана ситуация выбора, Вместо расписания уроков им было предложено по желанию посетить залы - математики, физики, иностранных языков, истории, литературы и т.д. В залах ребята ждали учителя с нетрадиционными формами работы по предметам.
День знаний для учителей - методический день: это выставка ППО, творческие отчеты учителей, аттестующихся на 1 и 2 категории, обмен опытом работы.
День знаний для родителей: на нем была предложена программа:
1. Выступление Ворониной Г.А., кандидата биологических наук, доцента кафедры медико-биологических дисциплин ВГПУ “Как сохранить здоровье наших детей?”
2. Индивидуальные встречи со специалистами: психологом, детским гинекологом, педиатром, инспектором ОППН, наркологом, прокурором, инспектором по охране прав детей, главным специалистом ГУО, учителями школы.
3. Большой концерт всех творческих детских коллективов.
Для нас очень важно: рамки общественного творческого дела достаточно свободны, они учитывают возраст, стимулируют инициативу, многовариантность самовыражения, ситуацию выбора.
Анализ Декады знаний показал педагогический резерв - учащиеся - была группа ребят, которая не зашла ни в один зал. Учителя - группа, которая работает достаточно хорошо, творчески, но не желает аттестоваться.
Родители - многие не захотели ( не созрели) для того, чтобы выйти на индивидуальный разговор, консультацию со специалистами, хотя необходимость в этом была.
Такой крупноблочный подход к построению воспитывающей деятельности позволяет включить большое количество людей в индивидуальные творческие программы, а затем подготовить общее выступление как результат общего дела.
Важное преимущество школьного творческого дела состоит в том, что оно позволяет классам увидеть себя в зеркале других классов , сравнить, сопоставить.
Школьная воспитательная система создает особую ситуацию развития школьного класса. Полноценным компонентом этой системы класс будет при наличии трех признаков:
- цели , реализуемые в классе, его деятельность, характер отношений должны гармонично сочетаться с общепринятыми характеристиками системы;
-
класс должен быть первичным коллективом в структуре общественного коллектива;- класс должен сохранить свою индивидуальность.
Школьная воспитательная система обретает устойчивость и стабильность, если каждый класс становится ее компонентом. Система строится таким образом, чтобы каждый класс мог участвовать в жизни общешкольного коллектива. Причем , классам предлагается определенный набор видов деятельности, но не диктуется их содержание, формы организации.
Примером может служить коллективное творческое дело “Декада русского языка и литературы” , посвященная 200-летия А.С.Пушкина. Один из видов этого дела - конкурс актерского мастерства. Участники - все классы школы с первого по одиннадцатый. Это вылилось в грандиозное представление, которое продолжалось три субботы подряд с участием учителей, учеников и родителей. Каждый из 27 классов школы показал свой спектакль по произведениям Пушкина, каждый коллектив был самобытен и неповторим, изобретателен и виртуозен в сценическом мастерстве.
Понятно, что все классы не могут быть равномерны в своем развитии. В школе есть классы, в которых взаимоотношения отстают в своем развитии от их уровня в коллективе школы. Поэтому в школе работает постоянно действующий семинар классных руководителей. Причем , на каждый год задается определенная тема семинара с целью постепенно отработать основные направления деятельности классного руководителя. Например, “Роль классного руководителя в работе с родителями”, “Классный час и его организация”, “Роль диагностики и коррекции в работе классного руководителя”, “Технология личностно-ориентированного подхода в работе классного руководителя”.
Ежегодно проходит 8 занятий семинара, на которых наряду с теорией присутствует практическая часть в форме обмена опытом работы, открытых мероприятий, круглых столов.
Включенность класса в воспитательную систему школы особенно благоприятно сказывается на установлении и развитии внешних связей класса, на освоении внешней Среды школы.
Внутренние связи подразумевают взаимодействие с другими классами (младшие - старшие; параллельные), кружками, секциями, клубами, советами (клуб общения старшеклассников - клуб общения в классе).
Внешние связи предполагают:
- связь с учреждениями дополнительного образования (6-Б - Детский парк; 8-В станция юных туристов; 6-В - станция юных техников);
- связь с библиотеками (начальные классы);
- связь с музеями (1-б, 8-А классы).
Расширяется объем деятельности класса, поле взаимоотношений, обогащается жизнь детей.
По мере развития воспитательной системы все большее значение придается выращиванию индивидуального облика каждого класса, что позволяет системе получать дополнительные источники своего развития. Появляются классы, которые в своем развитии обгоняют школьную систему. Классы-лидеры создают образцы, ориентиры поведения, деятельности, отношений.
Лицо школы определяют старшеклассники. Именно их деятельность и характер отношений создают ориентиры для остальных классов. Управление старшеклассниками направлено на то, чтобы превратить их в активных помощников педагогов, организаторов внеурочной деятельности.
Мы считаем, что старшеклассник как субъект управления - это в первую очередь личность, реально освоившая опыт “мира детства” и способная к передаче этого опыта младшим школьникам, подросткам, педагогам и даже родителям. Мы рассматриваем старшеклассника как связующее звено между миром взрослых и миром детства. Это особенно важно в сфере личностно-возрастных взаимоотношений внутри воспитательной системы.
Вот здесь-то и возникает проблема создания системы самоуправления в школе. Мы прекрасно понимаем, что насаждать что-либо сверху, диктовать - бессмысленное занятие. Стали искать единомышленников, создавать советы дела (ядро авторитетных людей) за которыми шли остальные. В результате вышли на алгоритм:
- объявление о коллективном творческом деле (конкурс проектов);
- создание творческих групп (советов дела) по разработке проектов;
- определение советом старшеклассников лучшего проекта;
- создание творческой группы , готовой осуществить проект;
- работа этой творческой группы с привлечением необходимых людей.
В результате этих действий в школе работает совет старшеклассников. Определена дата и место сбора - третья Пятница каждого месяца, кабинет № 7 . Приходят обычно желающие участвовать в очередном ключевом деле. Есть ядро постоянных людей, остальные меняются ( снова срабатывает ситуация выбора). На заседаниях совета старшеклассников меньше 30 человек никогда не бывает, чаще - больше.
Работает постоянно действующая школа актива на всех каникулах в два потока ( 5-8 и 9-11 классы). В ее работе принимают участие классные руководители. Они учатся наряду с ребятами, подчиняются комиссарам.
В классах работают советы классов, состоящие из старост, ответственных за учебу, за досуг, за спортивные дела. Мы очень осторожно относимся к лозунгу, что “дети сами” все сделают. Мы признаем со-участие, со-трудничество, со-управление всех участников образовательного процесса. Чтобы избежать “звездной болезни”, мы используем сменяемости ролевых позиций и открытого внутригруппового рейтинга.
И еще, как ни парадоксально это звучит, современный педагог плохо представляет себе реальную жизнь конкретного ребенка, его взгляды, интересы, ценностные ориентации. Чтобы восстановить этот пробел в знаниях учителей, мы вышли на такую форму работы как клуб общения. Ведет его педагог-организатор, недавняя выпускница школы, комиссар областного лагеря актива “Лидер” Копытова Ю.В. На заседания клуба приходят старшеклассники, учителя, выпускники школы, ребята из соседних школ. Здесь все равны по законам круга, все откровенны, все взаимовежливы. Педагоги, искренне заинтересованные в результатах своего труда, не упускают возможность стать участниками разговоров по кругу. Это ни что иное, как группа свободного общения.
И в заключение отзывы ребят о школе:
“ В этой школе мне очень нравится. В бывшей школе не было организованности, а здесь все четко организованно, очень хороший классный руководитель: она всегда жизнерадостна, всегда сможет поддержать в трудную минуту.”
“ Школа мне нравится. Класс нравится. Классный руководитель нравится. Учителя нравятся. Все нравится. Замечаний нет. Все справедливо. Все спокойно. Все пока великолепно. Никто не ругается. Все довольны. Все смеются.”
“ Школа мне очень нравится. Наш 10-а класс мне пришелся по душе. Ничего, что в нем почти одни девочки, но зато все веселые, с ними можно поболтать просто так. Иногда я встречаю такие взгляды на себе одноклассников, что мне начинает казаться, что что-то не так. Но я думаю, что это пройдет”.
“Пятая школа для меня - новый дом, в который я как бы переехала из прежней школы. А к новым домам трудно привыкается. Но я, на мой взгляд, успешно перешагнула эту темную черту. Я уже привыкла к учителям и одноклассникам. Сначала мне были непонятны ваши законы , обычаи, они для меня открывают новые просторы, т.к. именно из этой школы я пойду учиться в институт.”
“Конечно, между пятой школой и прежней никакого сходства. Я очень рада , что попала в этот класс, он мне очень нравится. Я не привыкла высказывать свое мнение при всех, но мне нравится, что здесь это можно делать, здесь можно ощутить себя нужным”.
“Школа мне понравилась. Люди здесь более опытные. Учителя более требовательные. Класс мне понравился. Общение легкое, общаются не только одноклассники, но и учащиеся разных классов”.
“Я уже привык к школе. Учителя здесь хорошие, но требовательные. Школа красивая, удобная. Классный руководитель хороший, добрый, организованный человек. Одноклассники все нормальные, хорошие и дружелюбные, мне они нравятся”.